155 лет со дня рождения П.Д.Шмарова

22 сентября 2024 года — 155 лет со дня рождения Павла Дмитриевича Шмарова (22(10).09.1874, Воронеж, Российская империя — 02.07.1950, Булонь-Бийанкур близ Парижа, Франция), живописца, графика, академика живописи. Из мещан. Его отец, крестьянин по рождению, когда-то проживал в пригороде Воронежа, в слободе Чижовка. Однако, выучившись на мастера экипажного цеха, став ремесленником, смог купить дом в Московском районе города.

Образование Павел получил в воронежском городском училище, куда он был принят в 12 лет в 1886 году, а после его окончания в 1893 году поступил в бесплатную воскресную школу Воронежского кружка любителей рисования, которой руководил иконописец Лев Григорьевич Соловьев, делавший упор на этюды на пленэре и рисование. Во время учебы в школе Павел часто посещал художественные выставки, на которых самые сильные впечатления оставляли у него картины «передвижников». Зимой 1893/1894 года он участвовал в выставке учеников школы. А после успешного ее окончания в 1894 году решением городского попечительского совета был направлен в Санкт-Петербург, где поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, в мастерскую И.Е.Репина.

Здесь Павел Шмаров познакомился с начинающими живописцами Б.Кустодиевым и А.Остроумовой-Лебедевой, подружился с Ф.Малявиным. Зимой 1897/1898 года он посещал занятия в частной художественной школе Антона Ашбе в Мюнхене. В 1898 году за картину «Асфальтовщики» получил первую премию Общества поощрения художников.

«С юношеских лет [Шмаров] познал удивительные свойства краски, которая сама по себе может творить чудеса — только уметь с ней обращаться. Он сам рассказывал, что дали ему раскрасить дугу, и он начал фантазировать, расцвечивать ее узорами. И получилось совсем неплохо, и возлюбил он краску, — писал в некрологе, посвященном художнику, Владимир Зеелер. — В [18]94 году он уже в Академии художеств, в натурном классе, и, получив за рисунок ном[ер] 1-ый, сразу переводится в мастерские. Он идет к Репину и из его же мастерской идет на выпускной конкурс. Громадное полотно “Горе побежденным” дает ему звание художника и трехлетнюю заграничную поездку.

Уже в Академии он обращает на себя внимание своими рисунками, тоже громадного размера, не только своих товарищей по мастерской, но и профессоров. Он получает последовательно все академические награды. И что особенно к нему привлекает — это “какая-то таинственность и загадочность”, как писал мне о нем сюда в Париж в [19]28 году Репин. Он увлекательный рассказчик, и это скоро его сближает с председателем Академии И.И.Толстым и его женой. Он становится частым их гостем» [1].

Получив золотую медаль, официальное звание «Художник» и государственную стипендию для учебы за границей, Павел Дмитриевич объездил почти всю Европу, побывал в Вене, Риме, Флоренции, Венеции, некоторое время проживал в Париже, где брал уроки в Академии Жюлиана у известного мастера исторической картины и портрета Ж.-П.Лорана. Вместе с Б.Кустодиевым он путешествовал по Испании, ведь срок пенсионерства ему дважды продлевали: и в 1901 году, и в 1902 году.

Возвратившись в Петербург, все свои работы, написанные за границей, художник выставляет на «Весенних салонах» Академии художеств (участником «Весенних салонов» он был ежегодно, начиная с 1898 и до 1917 года), а также на выставках Товарищества передвижных художественных выставок (Москва, 1914, 1915; Петроград, 1915, 1916, 1917), Товарищества художников (Петроград, 1915). В 1905 году Шмаров получил Первую премию имени императора Александра III из фонда А.И.Куинджи за картину «Ждут проезда».

Выставлялся он и за рубежом, где был награжден большой золотой медалью на Международной выставке в Сент-Луисе (США) за картину «Парижанка» и Второй премией на Всемирной выставке в Льеже за картину «1812 год» в 1905 году. Его пейзаж «Деревня зимой» был приобретен музеем Императорской академии художеств, а картина «Монмартр» — вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Став известным, художник пишет портреты не только столичной знати: аристократов, промышленников, видных деятелей науки и культуры, например, графини В.А.Мусиной-Пушкиной, князя Феликса Юсупова, генерала А.Н.Куропаткина, издателя А.С.Суворина и других, но и членов императорской семьи, включая Николая II, за что был удостоен звания придворного художника. Однако Павел Дмитриевич не ограничивал себя рамками одного жанра и не отказывал в просьбах. Он расписывал символистские декоративные панно с обнаженными фигурами («Купальщицы», «Август» (1914), «Сны белой ночи» (1916)), оформлял спектакли для театров «Луна-парк» и «Кривое зеркало», делал рисунки для различных газет, в том числе для «Вечернего времени», «Нового времени» и других. Рисовал Шмаров и для «Журнала театра Литературно-художественного общества», его работы воспроизводились и в столичных журналах «Огонек», «Нива», «Аргус» и др.

Занимался художник и книжной графикой, иллюстрируя произведения Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина, историка И.Е.Забелина. И писал большие жанровые и батальные полотна. В 1911 году он исполнил два монументальных панно для 1-й Западносибирской промышленно-сельскохозяйственной выставки. А его «Бородинский бой» поражал не только величиной, но и точностью рисунка, сочными красками, исторической достоверностью. Кстати, для работы над ним Императорская академия художеств выделила специальное помещение.

С 1913 года Павел Дмитриевич состоял членом Общества им. А.И.Куинджи, входил в состав комиссии по приобретению картин для провинциальных музеев.

В 1915 и 1916 годах, во время Первой мировой, выезжал на фронт и создал по заказу М.А.Суворина 30 рисунков на тему этой войны. Они были опубликованы в журналах «Летопись войны», «Огонек», «Нива» и других. Обложки журнала «Лукоморье» с его рисунками, а также 12 рисунков на тему Первой мировой войны, сделанные художником «с натуры» пером и тушью, можно увидеть в Главархиве Москвы.

По предложению И.Е.Репина, В.А.Беклемишева и В.Е.Маковского в 1912 году Шмаров был выдвинут в академики, но забаллотирован; повторным голосованием в 1916 году он был избран академиком единогласно. Тогда же его избрали председателем оргкомитета Весенней выставки, проходившей ежегодно в залах Петроградской академии художеств.

В конце 1916 года Павел Дмитриевич приехал в Воронеж в связи со смертью матери.

После революционных событий вернулся в Петроград, где продолжил участвовать в выставках, в частности, в Первой выставке картин, этюдов и эскизов Общества им. А.И.Куинджи (Петроград, 1917), Первой Государственной свободной выставке произведений искусств (Петроград, 1919), Шестнадцатой выставке картин Союза русских художников (Москва, 1922). Некоторое время провел в Приозерске у приятельницы Ксении Шустровой. Уезжая за границу, Павел Шмаров оставил у нее все свои работы.

«Революция заставила его покинуть родину. Установившийся режим лишал свободы творчества, — без свободы он не мыслил своей работы. Из России он попадает в Рим, работает там усиленно… …Пишет портреты всей королевской семьи. Портреты — это средство зарабатывать на жизнь, и они, несомненно, мешают работе над чистым искусством. Как только получилась возможность предаться “настоящей работеˮ, П.Д. переезжает, в середине 20-ых годов, в Париж. Но и здесь случайные встречи и затем он как бы исчезает. Только через четыре года после уединенной, почти аскетической жизни, он устраивает у Шарпантье в конце [19]28 года большую выставку, которая сразу приковывает к себе внимание любителей живописи. Его полотна полны света, воздуха и неподдельной красоты. Два полотна берет Люксембург, успех несомненный. Уединенная работа дала прекрасные плоды.

Но на этом он не успокаивается: он весь во власти всяческих проблем “о свете и цветеˮ, которые он разрабатывает с большим увлечением. Появляются полотна в одноцветных световых гаммах; особенно привлекает его сиренево-лиловый цвет. Работает он и над трудным зеленым цветом. Достижения его нужно назвать подчас поразительными.

Не только цвет, свет и тень, но и форма дается ему чрезвычайно легко. Он лепит в своих сложных композициях форму всегда уверенно и безошибочно. Анатомию человеческого тела знает предельно. Его “Купальщицыˮ на полотне живут, движения их просты и естественны. А воздух, речной, прозрачный, утренний — туманный, дневной — жгуче-солнечный, — всегда почти осязаем.

Он мало выставлял, изредка продавал, и в Тэт-Галлери лондонской, и в Королевском Брюссельском музее, в Голландии и в далекой Аргентине, везде можно найти его удивительные, прозрачные, живые полотна. Но многое он писал для себя, для “искусства ради искусстваˮ. И думается, что он после себя оставил большое художественное наследство» (Там же).

Работал Павел Дмитриевич, главным образом, по заказам, писал портреты Ф.Шаляпина и С.Лифаря, создал много натюрмортов и пейзажей с купальщицами или молодыми крестьянками в русских нарядах, проникнутых ностальгией по родной земле. Следуя своей привычке, даты под картинами не ставил. Участвовал Павел Шмаров в Весеннем салоне (1933, 1936) и салоне Общества французских художников (до 1939), в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935), в групповых выставках в Англии, Бельгии, Голландии и Аргентине. С 1933 года был членом Союза деятелей русского искусства во Франции. Бывая в Ницце, встречался со своим другом Ф.А.Малявиным.

Материальные трудности нередко вынуждали художника расплачиваться картинами, чаще всего за жилье.

Его жена, Ольга Виноградова, бывшая костюмерша Большого театра, делавшая в свое время костюм Шаляпина для роли Бориса Годунова, старалась во всем поддерживать мужа.

Во время Второй мировой войны они переехали в пригород Парижа Булонь-Бийянкур, где оба были активными прихожанами православной церкви Святого Николая. В 1946 году Союз советских патриотов организовал в Париже выставку «В честь Победы», в которой участвовал и Павел Дмитриевич. Он очень тосковал по родине, но так и не увидел ее.

«И умер он так, как жил: все принимал стоически, не ропща. Знал, что скорая смерть неизбежна. Все, что мог, привел в порядок. Приготовил и деньги на расходы по похоронам. Посетил и друзей своих, чувствуя, что это прощальные свидания. И тихо ушел из жизни» (Там же).

Павел Дмитриевич Шмаров скончался 2 июля 1950 года, похоронен на кладбище Пьер-Гренье в Булонь-Бийянкуре (могила не сохранилась).

В 1955 году его вдова и друзья провели ретроспективную выставку картин Шмарова в галерее «Шарпантье», посвященную памяти художника. После смерти вдовы оставшиеся работы Павла Дмитриевича разошлись по разным коллекциям.

В 2010 году режиссер Николя Тихомирофф снял документальный фильм «Павел Шмаров».

В Главархиве Москвы хранятся письма художника 1900-х годов к Архипу Куинджи и его дневниковые записи за 1907–1908 годы. В своих дневниках академик Шмаров описал отдельные события революции 1905–1907 годов, рассказал о жизни петербургской знати и Академии художеств и записал свои впечатления о царице Александре Федоровне и великой княжне Анастасии Николаевне.

Источники:

1. З[еелер] Вл. П.Д.Шмаров: Умершему // Русская мысль (Париж). № 256. 1950. 7 июля.

2. Шмаров (собств. Шмыров) Павел Дмитриевич // Искусство и архитектура русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 24.05.2012. Дата обращения: 19.09.2024. 

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок