80 лет со дня кончины Н.В.Харитонова

30 сентября 2024 года — 80 лет со дня кончины Николая Васильевича Харитонова (09.12(27.11).1880, Плишкино Мологского уезда, Ярославской губернии, Российская империя — 30.09.1944, Нью-Йорк, США), иконописца, живописца, графика, сценографа. Из крестьянской семьи. Образование получал в сельской школе, которую окончил с отличием в 1892 году. Поскольку его способности к рисованию были замечены и родителями, и школьными учителями, было решено дать ему возможность их развивать. Поэтому двенадцатилетний подросток отправился в столицу к родственникам, чтобы приобрести профессию, связанную с художественным ремеслом.

В Петербурге он устроился в писчебумажный магазин простым рабочим, однако, заметив его способности, хозяин магазина перевел Николая в мастерскую по изготовлению вывесок для различных контор и торговых заведений.

В 1895 году пятнадцатилетний юноша покидает мастерскую и отправляется на остров Валаам, к монастырской братии, учиться иконописному мастерству. Монастырский уклад жизни его не пугал, так как с детства он был приучен к усердному труду и молитве. Николай Харитонов становится послушником Спасо-Преображенского мужского монастыря на Валааме, где в течение двух лет осваивал искусство древнерусской иконописи.

Вернувшись в 1897 году в столицу, Харитонов начинает посещать рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств, а также совершенствует свои художественные навыки, полученные в монастыре, в мастерской академика живописи Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского, блестящего рисовальщика и офортиста. В 1901 году Николай Васильевич, успешно сдав экзамены, был принят вольнослушателем на живописное отделение Высшего художественного училища при Императорской академии художеств.

Став через год учеником Ильи Ефимовича Репина, молодой художник участвует в самых разных ученических выставках и конкурсах, получая награды и призы, в том числе и от совета Императорской академии художеств. Кроме того, Харитонов выставляется как живописец в других городах России, в частности, в Екатеринодаре, начиная с 1907 года, а также в ежегодных периодических выставках Академии художеств в Петербурге. Его имя становится на слуху у коллекционеров. Участвовал Харитонов и в Третьей периодической выставке картин Академии, организованной известным в то время музейщиком и галеристом Федором Акимовичем Коваленко, представив тогда лишь одну картину — «Девочка на снегу», ее тотчас приобрел сам организатор выставки.

В 1909 году картина «Цыганка» приносит Николаю Васильевичу заслуженную славу. Оценивая успех картины, Коваленко отмечал, что она несет в себе и «горячность цыганского темперамента, и зажигательность национального танца», «вся стихия цветовых пятен» в ней подчинена единому «многозвучному ритму».

Талант и трудолюбие Харитонова были высоко оценены Репиным, и в октябре 1909 года Николай Васильевич был удостоен официального звания художника за картину «Икар». В 1911 году Харитонов получает свою первую премию от Императорского общества поощрения художеств за картину «На качелях». Он вступает в Общество им. А.И.Куинджи, Общину художников и Ярославское художественное общество.

Окончив Академию, Харитонов много путешествовал по России и по Европе. В России он делал наброски для будущих картин, рисовал пейзажи Русского Севера и Кавказа, а в Европе обучался в Мюнхенской академии художеств. Посетил он и Париж, где познакомился с Ф.И.Шаляпиным, написал там несколько его портретов, в том числе и знаменитый «Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова». Среди картин Харитонова, выполненных в то время, были и портреты членов царской семьи.

На заграничных выставках художник продавал свои работы, не жалея, многие из них до сих пор хранятся в зарубежных музеях. Например, картина «Дама в черном», приобретенная на международной выставке в Мюнхене в 1913 году, сегодня хранится в Лейпцигском музее.

В 1914 году Николая Васильевича награждают премией имени принцессы Евгении Ольденбургской за художественное полотно «Праздник в деревне».

Во время Первой мировой войны Харитонов был призван на военную службу как художник-портретист и по заказу Трофейной комиссии исполнял портреты генералов русской армии.

Несмотря на продолжающиеся военные действия, Харитонов регулярно представлял свои работы на разных выставках, включая весенние выставки в Императорской академии художеств, экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (1916), 1-ю Выставку картин, этюдов и эскизов Общества им. А.И.Куиджи (1917), а после революции — 1-ю Государственную свободную выставку произведений искусств в Петрограде (1919), художественную выставку «Лотос» в Ростове-на-Дону (1919).

Где бы не находился Николай Васильевич, родную Мологу он никогда не забывал, часто в ней бывая. Близкая его сердцу природа края находила место на многих его пейзажах, этюдах, набросках.

Последней его работой, выполненной на родине, считается «Автопортрет» (1919).

Осенью 1919 года Николай Васильевич эмигрировал в Королевство СХС (Королевство сербов, хорватов, словенцев). Перед отъездом из России почти все свои работы он продал своему другу Федору Коваленко. Поселившись в Загребе, Харитонов устроился сценографом в Хорватском народном театре, участвовал в постановке оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова в 1921 году.

В 1923 году с группой русских эмигрантов отправился за океан в США. Осел в Нью-Йорке. Связь с родными для него была потеряна, не было никакой возможности даже переписываться. В США Николай Васильевич получил американское гражданство и как художник приобрел известность и завоевывал славу.

Как сообщала нью-йоркская газета «Новое русское слово» 1 октября 1944 года, Николай Васильевич Харитонов скончался 30 сентября 1944 года от продолжительной тяжелой болезни, панихида состоялась 2 октября, а отпевание 3 октября.

В Москве в 2021 году проходила выставка «Великие репинские ученики» в музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. На этой выставке была представлена картина Харитонова «Цыганка», привезенная из Краснодара, где сохранились картины, переданные Николаем Васильевичем Федору Акимовичу Коваленко. Куратор выставки, художник Борис Шаров, отмечал ее особенности: «Среди учеников Репина известные художники — Серов, Малявин, Грабарь, Кустодиев, Сомов. Когда мы начали “копать”, открылись имена Бучкури и Вахрамеева, Колесникова и Бобровского, Харитонова и Горелова. Качество их искусства не уступает уровню мировых знаменитостей. На нашей выставке что ни вещь — то шедевр» (Цит. по: Михеев Г. «Наследники» Репина: В Теплом Стане собрали около 300 картин учеников гениального художника // За Калужской заставой: Газета Юго-Западного административного округа Москвы. 2021. 22–28 нояб. № 45 (423). С. 10). 

Источник:

Харитонов Николай Васильевич // Искусство и архитектура русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 16.08.2011. Дата обращения: 26.09.2024.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок