165 лет со дня рождения С.М.Ляпунова

30 ноября 2024 года — 165 лет со дня рождения Сергея Михайловича Ляпунова (30(18).11.1859, Ярославль, Российская империя — 08.11.1924, Париж, Франция), выдающегося композитора, пианиста, дирижера, педагога. Из семьи столбового дворянина, директора ярославского Демидовского лицея, астронома, статного советника Михаила Васильевича Ляпунова и его жены Софьи Александровны. В семье родились три сына, Александр, Сергей и Борис. Старший — Александр, будущий математик, академик Петербургской академии наук; младший — Борис, филолог-славист, академик АН СССР, о среднем, Сергее, и пойдет речь в этой статье.

В своих воспоминаниях Сергей Михайлович так описывал свое детство: «…Я помню свою жизнь во всей ее непрерывной последовательности, и это начинается с 4-летнего возраста…» (Здесь и далее [1]). Ляпунов рассказывает о распорядке дня всех членов семьи в те времена. Утром, в девять часов, в уборной матери накрывали чай для родителей, а детям подавали молоко; около четырех часов обедали в столовой, когда отец кончал свои служебные дела и возвращался домой. Но больше всего детям нравились вечера, проводимые всем семейством у чайного стола. Мать он вспоминал с большой любовью: «[Она] любила и умела хорошо одеваться, и для меня всегда представляло большое удовольствие видеть ее нарядной». Кроме того, мать «была любительницей музыки и очень недурно играла на фортепиано».

Именно мать открыла мир музыки мальчику в самом раннем его возрасте, он был очарован ее игрой на фортепиано так, что репертуар ее сохранил в памяти навсегда: транскрипции и фантазии из опер Листа и Тальберга, Концерт a-moll Гуммеля, «Патетическая» соната (op. 13) Бетховена. «Первым учителем моей матери, ― пишет Ляпунов, ― был заезжий малоросс Иван Семенович Смоляк, который заведовал церковным хором в имении деда моего села Болобоново. Про него говорили, что он большой знаток музыки, знает даже генерал-бас, но играть на рояле он не умел». Обучал Софью Александровну игре на фортепиано, по словам Сергея Михайловича, Николай Николаевич, фамилии он не запомнил, но рассказы матери не забыл: «…Это был бойкий пианист, ученик Фильда, бегло исполнявший сочинения своего учителя и его современника Гуммеля. Под его руководством мать приобрела необходимую техническую подготовку». А уже взрослой девушкой, оказавшись в Нижнем Новгороде в гостях у родных, она взяла несколько уроков у Лангера, осваивая переложения Тальберга и Листа. Любимым произведением мальчика в исполнении матери была Увертюра к опере Дж.Россини «Вильгельм Телль» в переложении Ф.Листа. Юный музыкант тотчас приступил к освоению этого виртуозного сочинения. «Понятно, что дальше первой страницы я не пошел, тем не менее, это долго привлекало меня и мне очень хотелось играть ее так, как играла ее моя мать». Ляпунов признается, что четырехлетним «…пел по слуху все, что слышал, и это мне нравилось». Проживая в Ярославле, он получал первые уроки музыки у матери: «Мать начала обучать музыке меня и брата Александра, объяснила деление нот, расположение их на пяти линейках и сама составила первоначальные упражнения для пальцев». Из музыкальных впечатлений детства сохранила его память пение матери. В Ярославле Софья Александровна охотно принимала участие в разнообразных благотворительных спектаклях. Мелодии из французских водевилей, которые она пела, сын помнил через десятилетия, особенно куплеты «Мужья похожи на медведей» и песенка из водевиля А. де Боплана. Спустя годы реминисценция знакомой с детства мелодии возникла у Ляпунова — студента Московской консерватории. «Велико было мое удивление, когда лет 15 спустя, участвуя в качестве ученика консерватории в подготовке “Евгения Онегина” Чайковского на сцене в Москве (1-я его постановка), я услышал эти же куплеты из уст Трике». Композитор включает в рукопись «Воспоминаний» нотные образцы запомнившихся мелодий.

Весной 1864 года, когда Сергею исполнилось пять лет, семья Ляпуновых переехала в деревню Плетниху Симбирской губернии в связи с уходом отца в отставку из-за неприятностей на службе. Однако после ранней смерти отца семейства в 1868 году Ляпуновы покинули Плетниху и переехали в Нижний Новгород, где будущий композитор поступил в Губернскую мужскую гимназию и начал систематические занятия музыкой в классах местного отделения Императорского Русского музыкального общества у известного педагога В.Ю.Виллуана.

В 1878 году, по рекомендации куратора Общества Николая Григорьевича Рубинштейна, Сергей Ляпунов поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1883 году с малой золотой медалью по специальностям: фортепиано (классы В.И.Вильборга, К.Клиндворта и П.А.Пабста) и теории композиции (классы П.И.Чайковского, Н.А.Губерта и С.И.Танеева). А курс истории церковного пения прошел у профессора протоиерея Д.В.Разумовского, одного из самых авторитетных исследователей древнерусской церковно-певческой традиции. Еще учась в Московской консерватории, он был очарован музыкой композиторов «Могучей кучки». В 1884 году состоялась встреча Ляпунова с ее главой — Милием Алексеевичем Балакиревым, которую устроил Николай Андреевич Римский-Корсаков по просьбе Сергея Михайловича.

В службу для отбывания воинской повинности по жребию Ляпунов вступил в 1884 году и был принят в 9-й пехотный Староингермаландский полк, а уволен в запас в 1885 году в звании младшего унтер-офицера. Служить ему довелось в Нижнем Новгороде, городе, где он ранее прожил восемь лет, с 1870 по 1878 год.

Отслужив положенное в армии, Ляпунов возвращается к прежней жизни и возобновляет отношения с Балакиревым. Тесное же их общение начнется осенью 1885 года, после переезда Ляпунова в Петербург. Здесь, в Петербурге, Ляпунов знакомится с патриархом отечественной музыкологии — В.В.Стасовым. Тогда же он напишет свою Первую симфонию под руководством Милия Алексеевича, ставшего для не только наставником, но и другом.

Прожив пару лет на доходы от частных уроков более, чем скромно, Ляпунов решил все же поискать себе работу посущественнее. Для начала в 1888 году он поступил в Николаевский кадетский корпус преподавателем фортепиано, в 1890 году был переведен на должность старшего преподавателя. Начиная с 1892 года Ляпунов на государевой службе — чиновник особых поручений в Государственном контроле.

В 1893 году Сергей Михайлович был приглашен в Песенную комиссию Императорского Русского географического общества. Получив официальный статус ее члена-сотрудника, он разработал специальный «Вопросный лист по собиранию сведений о русских народных песнях», составляя отзывы на присылаемые в Комиссию песни. Ляпунов отредактировал и подготовил к публикации музыкальные материалы первой научной экспедиции Песенной комиссии ИРГО — «Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году» (СПб., 1894. Напевы записал Г.О.Дютш, слова — Ф.М.Истомин).

В 1893 году Сергей Михайлович лично принимает участие во второй фольклорной экспедиции Песенной комиссии на Русский Север (совместно с фольклористом-словесником Ф.М.Истоминым). Во время этой экспедиции были записаны 270 песен, а также образцы колокольных звонов и народной инструментальной музыки (наигрыши пастушеского рожка, марийских гуслей и волынки); сделаны фотоснимки церковной, крестьянской архитектуры, народных исполнителей. По результатам работы этой экспедиции вышел сборник «Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году» (1899), куда вошли 159 напевов с текстами и 6 отдельных текстов.

Известно, что и Балакирев, и Римский-Корсаков в то время служили в Придворной певческой капелле, что не могло пройти мимо молодого композитора. Он не только заинтересовался духовной музыкой, он стал усердно изучать труды по ее истории и исследовать обширный нотный материал. Благодаря этому у Ляпунова формируется отношение к церковной музыке как к одной из важных областей высокого музыкального искусства. В 1894 году, по рекомендации Балакирева, Ляпунов занимает пост помощника управляющего Придворной певческой капеллой (вместо вышедшего в отставку Римского-Корсакова). В области искусства хорового пения своей главной задачей он считает продолжение творческого делания своих наставников.

В 1902–1910 годах Сергей Михайлович работает в должности старшего преподавателя музыки Института Святой Елены. В 1902–1907 годах редактирует вместе с Балакиревым полное собрание сочинений М.И.Глинки, а самостоятельно — произведения А.С.Даргомыжского.

С 1907 года композитор выступает как пианист и дирижер (в том числе за рубежом), часто исполняя собственные сочинения. С 1908 года — директор Бесплатной музыкальной школы. В будущем, в 1913 году, его изберут председателем педагогического совета Бесплатных музыкальных классов имени М.И.Глинки при городских начальных школах.

После смерти М.А.Балакирева в 1910 году, унаследовав его авторские права, рукописи, письма и документы, Сергей Михайлович много сделал для увековечивания памяти своего наставника. В том же году он опубликовал биографический очерк о своем учителе и друге в «Ежегоднике Императорских театров» (1910, выпуски 7–8), оркестровал его фортепианную фантазию «Исламей», завершил редакцию произведений Шопена, начатую Балакиревым, опубликовал в 1912 году его переписку с Н.А.Римским-Корсаковым и П.И.Чайковским.

Вершиной же музыкально-педагогической деятельности С.М.Ляпунова все-таки стала его работа в Петербургской (Петроградской) консерватории, куда он был приглашен на должность профессора по классу фортепиано в 1910 году. С 1915 года он уже профессор 1-й степени класса игры на фортепиано, а с 1917 года также класса теории, контрапункта, инструментовки и аккомпанемента. На должность профессора Ляпунова пригласили и в Государственный институт истории искусств в 1919 году, где он читал курсы истории русской музыки, русской песни и русской фортепианной музыки. Кроме того, он еще заведовал одной из школ специального музыкального образования.

Однако революция, Гражданская война и диктатура пролетариата не щадили даже нейтрально настроенных граждан, не пощадили они и профессора С.М.Ляпунова. Первым ударом для него был уход из жизни старшего брата Александра, который покончил с собой выстрелом в голову 3 ноября 1918 года. За ним последовали еще более тяжкие: гибель двух сыновей на Гражданской войне — Юрия, воевавшего на стороне красных, и Андрея, примкнувшего к белым.

15 мая 1919 года Сергей Михайлович неожиданно для себя был избран старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Петроградской консерватории. А все началось с того, что, ознакомившись с состоянием дел в церкви, Ляпунов как-то заявил на приходском собрании о необходимости серьезно заняться постановкой церковного пения при богослужении и что это должно быть сделано силами представителей консерватории. Эта мысль так понравилась прихожанам, что они избрали его старостой храма. Пришлось Ляпунову подчиниться решению большинства.

6 июня 1921 года в Консерватории состоялось заседание совета отдела теории музыки, композиции и игры на органе, на котором Сергей Михайлович предложил для изучения русской церковной музыки создать соответствующую кафедру, что и было сделано. Однако после выхода 23 февраля 1922 года людоедского декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей стало понятно, что дни свободы совести закончились. В Консерваторию полномочные представители воинствующего безбожия явились на третий день после издания декрета. Ляпунов — староста храма — отказался выдать им ключи. Тем не менее, акция по изъятию церковной утвари из серебра была проведена, помещение церкви опечатано, службы прекращены. А на старосту храма завели уголовное дело за «сопротивление властям» и осудили на 6 месяцев лишения свободы, правда, условно.

Хотя Сергей Михайлович продолжал работать в Консерватории, однако находился в состоянии глубокой депрессии. Спасение от нее он видел в отъезде за границу, поэтому в конце августа 1923 года, получив отпуск, выехал в Германию, а оттуда во Францию.

Обосновавшись в Париже, Ляпунов возобновил концертную деятельность и в течение сезона 1923/1924 годов трижды выступил с исполнением своих сольных фортепианных пьес, Секстета, Второй симфонии и оркестровой Баллады в переложении для двух роялей. Во Франции его произведения пользовались заслуженным успехом, его выступления имели хорошую прессу, и он впервые почувствовал себя востребованным и как композитор, и как пианист. Профессора Парижской консерватории охотно задавали своим ученикам сочинения Ляпунова и даже направляли молодых исполнителей к автору для консультаций.

Композиторская деятельность его тоже оживала. 31 октября 1924 года Ляпунов выступил на открытии Русской консерватории в Париже, сыграв в собственном переложении для двух роялей увертюру из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки в дуэте с С.Прокофьевым. Воспрявший духом Ляпунов строил многочисленные планы на будущее, намереваясь дать целую серию авторских концертов, вел переговоры с управляющим фирмой «Стейнвей» по поводу возможных гастролей в Америке…

8 ноября 1924 года за несколько часов до начала первого из своих концертов, Сергей Михайлович Ляпунов скончался от сердечного приступа. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

9 ноября 2024 года Российский духовно-культурный православный центр в Париже провел конференцию и концерт памяти Сергея Ляпунова. Вечер был приурочен к 100-летию со дня смерти композитора. Выступавший на этом вечере французский пианист Юго Мартен заявил: «Сергей Ляпунов — это замечательный композитор, чье творчество вызывает интерес французской публики. Мне кажется, что он по своему масштабу не уступает Шопену. <…> Я убежден, что произведения Ляпунова должны быть в репертуаре каждого современного исполнителя» (Цит. по: ТАСС).


Источники:

1. Теплова И. «Воспоминания» Сергея Ляпунова: «светлые страницы, прочитанные в жизни» // Музыкальная академия. 2021. № 4. С. 106–138.

2. Пакшина Н.А. Сергей Михайлович Ляпунов как педагог и организатор // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2027. № 3. С. 292–296.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок