150 лет со дня рождения В.И.Поля

1 января 2025 года — 150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Поля (01.01.1875, Париж, Франция — 21.06.1962, Париж, Франция), пианиста, педагога, композитора, музыкального деятеля, художника. Из семьи обрусевших немцев. Родился Владимир в Париже, где в то время его отец, Иван Фридрихович Поль, готовился к защите диссертации в Сорбонне. Врач по профессии, специалист по нервным болезням, он был человеком просвещенным, считал одним из своих предков польского поэта Викентия Поля, происходившего от давних переселенцев из Германии, близкого друга Адама Мицкевича. Мать, Александра Сергеевна (урожденная фон Пейч), была коренной москвичкой и профессиональной пианисткой. Из Парижа семья вернулась в Москву, но ненадолго. Из-за простуды, перешедшей в серьезное заболевание легких у Ивана Фридриховича, пришлось перебираться на юг. Остановились на Екатеринославе, где отец семейства приобрел особняк с садом. Однако через несколько лет Иван Фридрихович скончался. Володе тогда было 9 лет. Через год Александра Сергеевна, имея четверых детей (погодки), вторично вышла замуж за киевлянина, и всей семьей они переехали в Киев. Так что детские и юношеские годы Владимира Поля прошли в этом городе.

Володя оказался музыкально одаренным мальчиком, и первым его учителем музыки стала мать. С малых лет он увлекался и рисованием, а после окончания гимназии решил продолжить занятия живописью уже на профессиональном уровне, поступив в Киевское художественное училище, директором которого был передвижник Николай Иванович Мурашко. Дополнительно Владимир Поль совершенствовал свои художественные навыки у знаменитого Николая Николаевича Ге, тоже передвижника. Однако деятельной натуре Владимира Ивановича этого было недостаточно, и он, влюбленный в химию, ботанику и медицину, поступает на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, а после его окончания, серьезно увлекшись музыкой, — в Киевскую консерваторию. Учился он игре на фортепиано у профессора В.В.Пухальского, а теории музыки — у профессора Е.Рыбы, ученика Н.Римского-Корсакова. Еще студентом он женился на пианистке Марине Станиславовне Новицкой, тоже ученицы Пухальского, к тому же писавшей стихи и прозу. Это ей Цезарь Кюи посвятил свою «Оперу для детей» на сочиненное ею либретто.

В 1902 году семья переезжает в Москву, но ненадолго, так как по состоянию здоровья (больные легкие) в том же году Поль перебирается в Крым с женой и двумя детьми. Поселились они в Ялте и тут же включились в музыкальную жизнь города.

Прежде всего, супруги Поль открыли первые музыкальные курсы с преподаванием теории музыки и пения, а с 1 сентября 1902 года на базе курсов была ими открыта первая музыкальная школа в Ялте.

В Городском саду в зале Общественного собрания 7 декабря 1902 года состоялся концерт В.И.Поля, где прозвучали не только произведения Листа, Моцарта, Шопена, Паганини, но и ноктюрн, полонез и баллада его собственного сочинения.

18 января 1903 года прошел симфонический вечер с участием супругов Поль.

В 1903 году Владимир Поль выдержал выпускной экзамен в уже Московской консерватории. Получив звание «свободный художник», он вернулся в Крым, где продолжил свое лечение, которое ему не мешало сочинять музыку и преподавать в школе.

20 мая 1904 года с большим успехом отметили концертом 100-летие со дня рождения М.И.Глинки. Во втором отделении концерта прозвучала кантата «Глинке ко дню 100-летия» молодого одаренного композитора Н.Н.Амани, исполнили ее певцы и хор в сопровождении двух роялей (М.С.Поль и В.И.Поль).

Кроме активной педагогической и концертной деятельности, Поль пробует себя в композиции, пишет музыку на стихи Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, П.Шелли, выступает с романсами на эти стихи на городских концертах. Много сил и времени он отдает и «Обществу любителей музыкального и драматического искусства в Ялте».

Владимир Иванович стал одним из учредителей не только первой музыкальной школы, но и отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) в Ялте. Отделения ИРМО создавались по образу и подобию столичного образца. Они развивали уже сложившуюся систему музыкального уклада местной культуры. С помощью столичных профессионалов и местных талантов региональные отделения становились очагами музыкального просвещения и профессионального образования. Основные их задачи: воспитывать интерес и вкус к классической музыке через концертно-просветительскую деятельность, открывать музыкальные образовательные учреждения, а значит, формировать отечественного музыканта-профессионала. Отделения ИРМО, как правило, открывались в крупных губернских городах Российской империи, и Ялта была, наверное, единственным уездным городом, в котором было основано такое отделение. Постановление Главной дирекции ИРМО об открытии отделения в Ялте было принято 27 мая 1905 года. По рекомендации композитора Кюи Поль был избран одним из его директоров, но вскоре единолично возглавил Ялтинское отделение ИРМО.

Семейная жизнь Владимира Ивановича и Марины Станиславовны не сложилась, и супруги расстались. Двое детей (сын Олег и дочь Тамара) остались с матерью.

В Ялте Поль познакомился с начинающей камерной певицей (сопрано), дочерью известного врача и либерала М.И.Петрункевича — Анной Михайловной Петрункевич (сценический псевдоним Ян-Рубан). Они часто выступали на концертах в Ялте вместе: она пела, он аккомпанировал. Потом они встречались в Германии, куда Поль дважды уезжал на лечение в санаторий Ламана, а Петрункевич — учиться пению. Дружба между ними постепенно переросла в глубокую привязанность. Жизнь в Крыму и лечение за границей положительно сказались на здоровье Поля, и в конце 1909 года Владимир Иванович переехал вместе с Анной Михайловной, ставшей его женой, в Москву, туда, где «музыка дружила с философией и красоты Италии с русским фольклором, где встречались постоянно — Лев Шестов, Евгений Трубецкой, С.Н.Булгаков, Вячеслав Иванов, Глиэр, Гречанинов, Метнер...» (так вспоминал об этом времени поэт, художник, критик, издатель журнала «Аполлон», тонкий знаток музыки Сергей Маковский (Здесь и далее [1]. С. 347)). Кстати, он составил очень интересный словесный портрет Владимира Поля: «Роста высокого, костист, подтянут, глубоко сидящие серые глаза, благородно-горбатый нос, выпуклый лысеющий лоб, волосы пушисто-вьющиеся, белокурые, клином бородка. Обликом напоминал он фламандца XVI века; таких встречаешь на сангинах Рубенса… <…> …Он говорил о музыкантах, писателях, художниках, которых трудно было представить себе его современниками, таким он еще казался молодцом, так был порывисто-молод! Говорил увлекательно, перескакивая с предмета на предмет, с экспансивным остроумием и дилетантским многознайством, глотал слова и произносил по-хохлацки неударные “о”, принимал выразительные мины и делал по всякому поводу “описательные” жесты...» (С. 343).

Поселилась чета Поль на Садово-Кудринской улице. Хозяевами они были радушными. По вечерам к ним «на огонек» заглядывали постоянные друзья. Чаще всего бывали Василий Поленов и Сергей Толстой. Общались они и со скульптором Сергеем Меркуловым, и с художниками Николаем Ге и Александром Бенуа, и с театралами Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским, бывали в Ясной Поляне у Льва Николаевича Толстого.

«Пленительной чертой» Владимира Ивановича называл С.Маковский его скромность, «нежелание садиться в первый ряд», отмечая в то же время его «необыкновенную художническую» принципиальность. «В.И. умел постоять за то или другое необщее мнение с запальчивой искренностью словно защищал свои кровные интересы…» (С. 348). А еще Полю были свойственны любознательность, любопытность, и потому «заглядывал он и к спиритам, и в кумирни тайных обществ, и к плутоватым духовидцам, “втирателям очков”, более или менее безобидным… Ему не было тридцати лет, когда сплелась вокруг него легенда многоопытного “мудреца”, не напрасно побывавшего и в Индии (куда он никогда не ездил). <…> Несчетное количество книг по оккультизму прочел В.И. и серьезно продумал, борясь за свою смолоду раненую жизнь... <…> Тут сказалась и склонность В.И. ко всему иррациональному, к художественной мистике, сказались и его занятия биологией, и мечтательный оккультизм, которому немало музыкантов предавались в то время. <…> К счастью, от этого оккультного бреда оберегли В.И. его позитивная университетская основа и вера в божественную природу чистой музыки, в Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, а также — в лирическое очарование русского музыкального фольклора, в церковное пение “на крюках”, в сказочное великолепие Римского-Корсакова, Мусорского, Бородина и в песенно-грустные разливы Чайковского. Свои мистические прозрения В.И. мечтал вложить в гармонически-совершенную оркестровую симфонию. Как пианист он воспитал себя в духе “оркестрового” исполнения и, чтобы свободно управлять оркестровой стихией и сочинять для нее, он сам перепробовал все инструменты оркестра — альт, виолончель, флейту, волторну (на альте играл отлично в ансамблях)» (С. 346–350).

С 1905 года, в течение пяти лет, Владимир Иванович Поль возглавлял Московское отделение ИРМО. А после 1911 года он был назначен директором Музыкального института имени Императрицы Марии, заместив на этой должности Сергея Васильевича Рахманинова. Беря уроки композиции у Сергея Танеева, В.Поль начинает сочинять этюды, вальсы, романсы на стихи Ф.Тютчева («Последняя любовь»), А.Толстого («На нивы желтые»), А.Майкова. В 1914 году он пишет струнный Квинтет, составленный из индусских мотивов, которые представил Владимиру Ивановичу индусский философ и проповедник Инайят Хан, приехавший в Москву по приглашению Александра Таирова, пожелавшего открыть «Камерный театр» драмой Калидасы «Сакунтала». По мнению Сергея Маковского, эту музыку на темы, навеянные Инайят Ханом, сочинил Поль именно к этой драме.

Пришел революционный 1917 год. Все, кто имел возможность, уезжали на юг. Уехала в Крым и чета Поль. Они жили в Гаспре, в имении родственницы Анны Михайловны С.В.Паниной. Здесь они встретились с многими своими друзьями и приятелями, в частности, с Сергеем Маковским, принимали участие в устраиваемых им концертах. Вечера и концерты четы Поль проходили с исключительным успехом, в своих выступлениях они прекрасно дополняли друг друга. Ян-Рубан исполняла песни Шуберта, Чайковского, Дебюсси и сочинения самого Поля.

В Гаспре супруги Поль оказались под одной крышей с семьей Набоковых, и Поль сблизился с юным Владимиром. По просьбе Владимира Ивановича Владимир Набоков написал свою поэму «Ангелы», а Полю посвятил написанные уже в эмиграции стихотворение «Эфемеры» и поэму «Капли красок».

Многие из бежавших от революций и Гражданской войны ушли в эмиграцию. Супруги Поль все еще оставались в Крыму. Выступали с концертами уже перед красноармейцами. И только в 1922 году покинули Россию. Сначала остановились в Константинополе, затем, в 1923 году, — в Германии, а в 1924 году добрались до Парижа, где продолжили свою трудовую деятельность почти безвыездно.

В Париже Поль стал одним из инициаторов открытия Русского музыкального общества за границей (РМОЗ) и его почетным директором (с 1931 по 1956 год). Он также был в числе тех, кто инициировал открытие Русской консерватории, почетным председателем которой вначале был избран Сергей Рахманинов, а после его смерти это звание пожизненно носил Поль. Владимир Иванович преподавал в консерватории композицию и фортепиано (до 1953), а Ян-Рубан преподавала там вокал.

Почти 15 лет Поль вел раздел музыкальных, культурных новостей в парижской газете «Возрождение» (с 1925), сотрудничал он и с «Иллюстрированной Россией», «Вестником РСХД», с газетой «Русская мысль».

С 1937 по 1956 год Поль состоял в попечительном совете музыкального издательства «М.П.Беляев в Лейпциге» (впоследствии — в Бонне) и входил в «Беляевский попечительный совет», ведающий всем нотным издательским делом М.П.Беляева в России и за границей. По завещанию Беляева, после его смерти совет должен был состоять из трех композиторов, им самим назначенных, причем каждый из них указывал себе заранее заместителя на случай своей смерти. В первом его составе были Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, А.Лядов, затем в «Попечительный совет» вошли В.Поль (председатель), Н.Черепнин и Л.Муравьев.

Кроме того, Поль состоял членом Научно-философского общества в Париже и входил в правление Очага русской музыки, а в 1937 году — в состав Пушкинского комитета.

Владимир Иванович неустанно работал и как композитор: сочинил ре мажорную «Поэму» для левой руки (1938), три небольших балета на темы Бетховенских вариаций по заказу Opéra-Comique, музыкальные триптихи («Пантелей» и «Заклинание»), музыку для балетных спектаклей, в том числе, для балетной труппы Сергея Дягилева, а также симфонии, романсы на стихи Пушкина, Городецкого, Ахматовой (выпущены издательством «Senat») и другие произведения для фортепиано, гармонизовал духовные песнопения (в том числе для хора Богословского института).

Как теоретик он автор серьезных работ по истории и теории музыки и многочисленных музыковедческих статей, в том числе о творчестве Н.Метнера.

В течение всей своей парижской жизни Поль был активным участником музыкальных мероприятий русской эмиграции: писал обзорные статьи и заметки в зарубежные журналы и газеты, выступал с докладами и концертами, исполнял свои сочинения на музыкальных вечерах в Очаге друзей русской музыки (с 1929) и Очаге современной музыки (с 1946), на авторских концертах в зале РМОЗ. Выступал он также на вечерах и балах в редакции «Возрождения», во Франко-русском комитете (1950), в Кружке по изучению России, Русского студенческого христианского движения, был участником пушкинских концертов. В 1952 году как член Гоголевского комитета организовывал спектакли и гоголевские вечера.

С годами к нему пришла глухота, как часто это бывает у музыкантов. А потом потеря жены в 1955 году.

Трагический случай оборвал жизнь Владимира Ивановича Поля 21 июня 1962 года. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с женой.

С 1963 года в Русской консерватории в Париже проводятся музыкальные вечера памяти композитора.

Источник:

1. Маковский С. Владимир Поль // Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен: ЦОПЭ, 1962.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок