8 октября 2025 года —150 лет со дня рождения Веры Александровны Трефиловой (Ивановой) (08.10(26.09).1875, Владикавказ, Российская империя – 11.07.1943, Париж, Франция), артистки балета, хореографа, педагога. Мать Веры, драматическая актриса Н.П.Трефилова, унтер-офицерская вдова, на момент рождения дочери в браке не состояла, поэтому девочка считалась незаконнорожденной. Крестила Веру прославленная актриса М.Г.Савина.
Еще малышкой Вера полюбила театр. Побывав на репетиции балетного спектакля в одном из летних садов Петербурга, она заболела балетом. Однако ее поступление в Петербургское театральное училище прошло не совсем гладко, экзаменаторы даже готовы были ее забраковать, но за нее заступилась прима-балерина Мариинского театра Екатерина Оттовна Вазем, увидевшая в ребенке незаурядные способности к танцу. В старших классах Вера Александровна училась как раз у Е.О.Вазем и завершила свое профессиональное образование в 1894 году. В том же году она была принята в кордебалет Мариинской труппы, где на прославленной сцене тогда танцевали Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Пьерина Леньяни...
28 июля 1894 года юная балерина участвовала в спектакле, проходившем на сцене придворного Эрмитажного театра и приуроченном к бракосочетанию великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, исполняя роль Амура в балете Р.Е.Дриго «Пробуждении Флоры» (партию Флоры танцевала Матильда Кшесинская). Хотя Вера Александровна тогда своим выступлением очаровала публику, тем не менее она почти два года еще состояла в кордебалете и, не видя дальнейших перспектив карьерного роста, занималась танцем, не особо усердствуя.
Преодолеть апатию ей помогла Леньяни, предсказавшая Трефиловой большой сценический успех в будущем. Поверив ей, Вера Александровна с удвоенной силой вновь занялась танцем. И в течение 10 лет, начиная с 1897 года, она брала уроки у итальянских знаменитостей — Энрико Чекетти и Катерины Беретты, и даже изучала особенности французской школы танца в Париже, но в конце концов отдала предпочтение русскому балету, совершенствуя свое мастерство у Евгении Соколовой и Николая Легата. Последнему, по ее собственному признанию, она и была всецело обязана своим дальнейшим успехом.
Поначалу ее балетная карьера едва продвигалась, тем не менее число небольших сольных партий у нее неуклонно росло: на премьере «Дочери Микадо» Льва Иванова (1898) Трефилова заменила Екатерину Гельцер, потом была партия Феи серебра в «Спящей красавице» и участие в танце маленьких лебедей в «Лебедином озере» П.И.Чайковского, было и вставное pas de deux в первом акте «Жизели» А.Адана… Первой же серьезной сольной стала партия Гименея в «Ацисе и Галатее» Л.Иванова (1898). Тогда Трефилова заменила Преображенскую, получившую в свою очередь роль Галатеи. Несмотря на придирчивость критики, ей через год предложили первую большую роль — Терезу в «Привале кавалерии» И.И.Армсгеймера (1899), еще через год и балеринскую партию в «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» Л.Делиба.
Танцевальное мастерство Веры Александровны совершенствовалось, адажио и вариации в ее исполнении были восхитительными. Кроме того, она обладала замечательной сценической внешностью: невысокого роста, с пропорциональной фигурой, хорошей формы ногами, с правильными чертами лица. Однако это красивое лицо имело нарекания как со стороны критики, так и со стороны зрителей — оно оставалось к действию безучастным, лишь формально передавались жесты выученной, но не одушевленной изнутри пантомимы. А все потому, что Трефилова, как писали рецензенты, целиком полагалась только на танец и настойчиво разрабатывала его возможности.
Исполнив в 1902 году роль Китри вслед за Кшесинской в новой версии «Дон Кихота» в интерпретации А.Горского, Вера Александровна заслужила похвалу за прекрасное исполнение арфовой вариации. На премьере балета «Ручей» (1902) в ансамбле с Л.Кякшт и Т.Карсавиной Трефилова имела заслуженный успех, превзойдя мастерством менее опытных молодых танцовщиц. Однако пресса и тогда была разной. Особенно усердствовал в своих злопыхательных выпадах балетный критик Валериан Яковлевич Светлов (настоящая фамилия — Ивченко), в то время редактор журнала «Нива»: «Г-жа Трефилова была, по обыкновению, корректно-бесцветна…» Или: «В ней нет ничего царственного (о Трефиловой — Царь-Девице в балете “Конек-Горбунок”. — Е.Б.), ничего горячего, ничего блестящего. Это миловидная фарфоровая куколка, как та танцовщица из… Андерсена, которая умела стоять на одной ножке и воображала, что представление провалится, если она не будет „стоять на одной ножке“. Г-жа Трефилова умеет еще делать отчетливо круги и всю хореографическую технику с приблизительной точностью механического аппарата». Или: «Г-жа Трефилова все время враждовала с музыкой… миловидная головка ее враждовала с прической, каковая все время разъезжалась». Или: «Ее танцы — хореографическая бухгалтерия, похвальная с точки зрения умеренности и аккуратности и безразличная с точки зрения порыва и вдохновения». Или: «Танцы Трефиловой не музыкальны… этим неприятным недостатком балерина страдает давно и отделаться от него не может, оттого что недостаток органический» (Цит. по: Бертанас Е. Балетоманы // Петербургский театральный журнал: Блог. Дата обращения: 06.10.2025).
Но вскоре суровый тон Валериана Яковлевича сменился на похвальный. И Эмма в «Гарлемском тюльпане» (1903) в исполнении Веры Александровны вызвала его безусловное одобрение. В дальнейшем его пассажи в разных рецензиях звучали иначе: Трефилова-балерина «классична и музыкальна» и «мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней — это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы» (Цит. по: [1]).
В 1904 году Трефилова получила роль Авроры в «Спящей красавице». Ее Аврору называли лучшей и отдавали ей предпочтение перед другими исполнительницами — Кшесинской и Преображенской. Вере Александровне удавались и менее значительные роли — такие как фея ручья Наила («Ручей»), лишь бы там была представлявшая для нее интерес хореография, которую она так тщательно и разносторонне разрабатывала, подчеркивая нюансы и оттенки так, что даже незначительная партия в ее трактовке обретала цельность хореографического образа. Она настойчиво отстаивала незыблемые ценности классического танца, накопленные балетом XIX века. Новаторские же поиски современников, с одной стороны А.Дункан, с другой — М.Фокина, были ей чужды. Все эти новшества Трефилова отвергала, как не заслуживающие ни ее времени, ни сил.
С 1906 года она значилась прима-балериной Мариинской сцены.
В середине 1910-х годов Вера Александровна была в расцвете сил и таланта и находилась на вершине славы. Восхищенные зрители встречали ее выход оглушительными аплодисментами.
В то время Трефилова была замужем первым браком за сыном сенатора Бутлера, оказавшимся впоследствии картежником и пропойцей. Этот брак, естественно, распался. Во второй раз она вышла замуж за миллионера Н.В.Соловьева, издателя знаменитого журнала «Русский библиофил». После венчания Николай Васильевич попросил жену покинуть балет. Его просьба прозвучала как нельзя кстати, потому что Вера Трефилова на тот момент не нашла общий язык с известным режиссером Мариинской сцены Николаем Григорьевичем Сергеевым. И она ушла из театра, хотя оставалось всего полтора года до полной выслуги лет и пенсии. Поселились они с мужем в роскошном особняке, расположенном на Лицейской улице. Этот дом, построенный в 1907 году в стиле модерн по проекту архитектора В.П.Апышкова, приобрел Николай Васильевич Соловьев, но иногда его называют «особняком балерины Трефиловой».
Когда Вера Александровна покидала театр, в бенефисе ей отказали, но снисходительно разрешили прощальный спектакль и чествование при открытом занавесе. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра состоялось 24 января 1910 года в спектакле «Лебединое озеро». Почти десять лет артистка не танцевала, но занималась с Николаем Легатом, скрываясь от посторонних глаз в зале для репетиций.
В 1915 году скончался Н.В.Соловьев. После его смерти Вера Трефилова пыталась продолжить выпуск журнала «Русский библиофил», однако с издательской деятельностью не справилась. Она также попыталась вернуться на сцену, но смогла только на драматическую как актриса Михайловского театра (1915–1916).
В 1916 году Вера Александровна в третий раз вышла замуж. Невероятно, но ее избранником стал тот самый неугомонный балетный критик и писатель Валериан Яковлевич Светлов, который долгое время допекал ее язвительными выпадами в начале карьеры. Трефилова была на пятнадцать лет моложе Светлова. Когда они поженились, Светлову было 56 лет, а ей — 41. Новый муж и увез Веру Александровну в Париж в 1917 году, где они открыли балетную студию, которая так и называлась: «Балетная студия Веры Трефиловой». Среди ее учеников особо выделялись Нина Вырубова, Марина Светлова, Мэри Скипинг, Мэри Бикнелл…
В Париже в 1921 году в антрепризе Дягилева возродилась и сценическая деятельность Веры Трефиловой: в Лондоне она исполнила партию Авроры в дягилевской версии «Спящей красавицы», а в 1922 году — в укороченном варианте, называвшемся «Свадьба Авроры». После премьеры «Спящей красавицы» Трефилову снова назвали лучшей исполнительницей партии Авроры, отдавая ей неоспоримое преимущество среди других балерин. В 1924 году она выступала с дягилевской труппой в Монте-Карло, где давали «Лебединое озеро», и Вера Александровна вновь с необыкновенным блеском исполнила фуэте. В 1921–1926 годах (с перерывом) в «Русском балете» Дягилева она танцевала главные партии в разных балетах, будь то «Спящая красавица», «Лебединое озеро» или «Видение розы»… Матильда Кшесинская вспоминала: «…Когда мы ее увидели в Монте-Карло в “Лебедином озере»”, то все были поражены ее стильным выходом, классическим поклоном и поразительным умением держать себя на сцене, во всем была видна наша школа: благородство в движениях, изящество поз — одним словом, тот класс, которого здесь давно не видали и отвыкли видеть. Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справедливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в “Лебедином озере”, не могли даже с ней сравниться» (Цит. по: Трускиновская Д.М. 100 великих мастеров балета. М.: Вече, 2010).
В эмиграции Вера Александровна танцевала также ведущие партии в балетах западного классического репертуара. Периодически она выступала в программах театра-кабаре Н.Ф.Балиева «Летучая мышь».
Последний выход Веры Трефиловой на сцену состоялся в 1926 году.
В 1930-е годы Вера Александровна с головой ушла в педагогическую работу: готовила учеников своей балетной студии для выступлений в гала-спектаклях и концертах артистической молодежи на Пушкинских днях, на вечерах классического танца.
В 1934 году Веру Трефилову назначают первым балетмейстером муниципального театра Шатле (Châtelet), она также заведует хореографической частью труппы театра. Как результат, в 1937 году была поставлена хореографическая фантазия «Времена года», пользовавшаяся непреходящим успехом у зрителя. Кроме того, воспитанники Веры Александровны активно участвовали в различных мероприятиях, посвященных балету, в том числе и на вечере «Русские мастера классического балета» с участием студий О.Преображенской, Л.Егоровой, А.Волинина. Педагогическую деятельность Вера Трефилова вела даже в тяжелые годы немецкой оккупации, до 1942 года.
Скончалась Вера Александровна Трефилова в Париже 1 июля 1943 года. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источники:
1. Соколов-Каминский А. Трефилова (Иванова) Вера Александровна // Русское зарубежье: Золотая книги эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь / [отв. ред. Н. И. Канищева]. Москва: РОССПЭН, 1997.
В.Р.Зубова
