14/15 октября 2025 года — 35 лет со дня кончины Николая Петровича Полторацкого (16.02.1921, Константинополь, Турция — 14/15.10.1990, Ленинград, СССР), философа, историка, литературоведа, публициста, редактора. Родился Николай Петрович в семье русских эмигрантов, покинувших Россию и ненадолго обосновавшихся в Турции после революции 1917 года. Отец, бывший кадровый офицер Белой армии, в эмиграции принял священнический сан. Вообще-то Полторацкие — старинный дворянский род, идущий от Федора Полторацкого, соборного протоиерея в Соснице Черниговской губернии (XVII век), внесенный в родословные книги Воронежской, Тверской, Калужской, Курской, Пензенской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Могилевской, Ставропольской, Полтавской, Тамбовской и Черниговской губерний.
После переезда родителей в Болгарию Николай Полторацкий поступил в русскую гимназию в Софии, затем — в Софийский университет. Уже студентом он посещал военно-училищные курсы при III отделе Русского общевоинского союза (РОВС), по окончании которых был произведен в подпоручики. Николай Полторацкий состоял не только членом РОВСа, но и Национальной организации русских разведчиков (НОРР), и редактировал журнал НОРР «Потешный» (1937–1943; с 1943 года стал называться «Молодая Русь», печатался на ротаторе и распространялся в небольшом количестве экземпляров). Публиковаться Полторацкий начал тоже в Софии с 1942 года, постепенно углубляясь в проблематику русской национально-политической мысли, литературы и философии.
В конце Второй мировой войны Николай Петрович, как и многие русские эмигранты, покидавшие славянские страны, ушел на Запад и попал в американскую зону оккупации капитулировавшей Германии. Обосновался он в Регенсбурге, в лагере ди-пи (от англ. Displaced persons, перемещенные лица), где начал с разрешения Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (UNRRA) издавать брошюры и небольшие книги по новейшей истории и политике под именем Петровский. В частности, тогда были изданы в Регенсбурге в 1946 году его сборник переводных материалов «Вторая мировая война» (на французском языке книга называлась «Мировая война»), а в 1947 году — «Политическая жизнь в США». Там же, в Регенсбурге, он окончил Высшую школу теологии и философии.
Скорее всего не без помощи «русских французов» в конце 1940-х годов Полторацкий смог переехать во Францию и обосноваться в Париже. В 1954 году в Сорбонне он защитил диссертацию на тему «Философия истории России у Н.А.Бердяева».
А в 1955 году, с женой Тамарой Михайловной (урожденной Дятленко) и сыном, Николай Петрович переехал в США и навсегда там обосновался. Первые два года Полторацкий преподавал русский язык и литературу и вел научную работу в Бруклинском колледже в Нью-Йорке, затем в Военном институте иностранных языков Министерства обороны США в Монтерее (Калифорния). С 1958 года Николай Петрович уже работал в Мичиганском университете в Ист-Лансинге, где поначалу также преподавал языки: русский и французский. Однако к 1963 году он уже не только ординарный профессор, но и директор русской программы при Мичиганском университете. Кроме того, каждое лето он вел курсы по русской истории и культуре в частном гуманитарном университете — Миддлберри колледже, являясь помощником его директора. Имея блестящую репутацию исследователя, лектора и редактора, профессор Полторацкий в 1967 году был приглашен на работу на должность заведующего кафедрой славянских языков и литератур Питтсбургского университета.
В 1974 году он отходит от своих административных обязанностей и занимается только научной, преподавательской и редакторской работой.
Из-под его пера выходит почти 100 статей и книг на самые разнообразные философские, исторические и политические темы. Он также много и интересно пишет о русских философах, но больше о русских религиозных философах — о Ф.Степуне, С.Франке, Н.Бердяеве, С.Булгакове, И.Ильине, П.Струве — в своих монографиях, например, «Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина» (1979), «И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой» (1975), «П.Б.Струве как политический мыслитель» (1981), «Иван Александрович Ильин» (1989).
Философская и научная мысль приобретала для Полторацкого значение, когда она, с одной стороны, сочеталась с мыслью религиозной, а с другой — с мыслью политической, социологической, литературной. Особое значение в этом единстве придавалось мысли волевой, то есть выражающей активное отношение к действительности. Николай Петрович полностью принимал сложившееся в русской зарубежной историографии (В.Зеньковский, Н.Лосский, Н.Бердяев и др.) представление об отечественной философии как прежде всего религиозной, так как гарантией ее истинности и актуальности является лежащее в ее основании православие как особое восприятие христианства, придающее первостепенное значение свободе духа. Именно потому обращение к русской мысли позволяет разрешать жгучие проблемы современности.
Как ученый Полторацкий состоял членом Русской академической группы в США.
Как редактор Николай Петрович выпускал сборники, посвященные определенным темам, в частности, «На темы русские и общие. Сборник статей и материалов в честь проф. Н.С.Тимашева» (1965), «Русская литература в эмиграции» (1972), «Русская религиозно-философская мысль XX века» (1975). Полторацким был подготовлен курс лекций, посвященных взглядам и поискам И.А.Ильина, а также его религиозно-философскому наследию.
Николай Петрович Полторацкий активно публиковался в периодических изданиях. Его статьи можно было найти на страницах газет «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и не только, а также в журналах «Вестник русского студенческого христианского движения», «Возрождение», «Опыты», «Мосты» и т.д.
Такая многосторонняя его деятельность не могла быть незамеченной советскими академиками и профессорами, особенно их заинтересовал сборник «Русская литература в эмиграции». Институт мировой литературы АН СССР еще в 1989 году начал вести переговоры с Полторацким о переиздании этого сборника в Москве. Далее ему последовало приглашение от Ленинградского университета и АН СССР прочитать цикл лекций сначала в Ленинграде, а потом в Москве, и Николай Петрович его принял. Поездка в СССР намечалась на октябрь 1990 года.
9 октября советские ученые тепло встретили взволнованного Николая Петровича, ведь он впервые ступил на землю своих предков, посетить которую давно мечтал. График намеченных мероприятий был плотным. Лекции по три часа и более, а потом ответы на вопросы большой аудитории. И следующее мероприятие.
14 октября Николай Петрович знакомился с достопримечательностями северной столицы прошлой России. После нескольких обзорных экскурсий решено было посетить Исакиевский собор. Полторацкий горел желанием подняться по крутой винтовой лестнице под купол собора, а ведь надо было потом по ней же спускаться вниз. После посещения собора, почувствовав недомогание, он вынужден был вернуться в гостиницу. Вечером ему позвонили в номер обеспокоенные коллеги, но Николай Петрович уверил их, что все в порядке, беспокоиться не стоит. На более поздние звонки он не отвечал… Его больное сердце не выдержало как физических, так и душевных нагрузок, и перестало биться в ночь на 15 октября 1990 года.
Похоронили Николая Петровича Полторацкого на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).
См. публикации Н.П.Полторацкого в каталоге библиотеки ДРЗ.
Источники:
Дынник А. Профессор Н.П.Полторацкий (1921–1990) // Записки Русской академической группы в США. 1990. Т. XXIII. С. 249–251.
В.Р.Зубова
