75 лет со дня кончины С.Ю.Судейкина

12 августа 2021 года — 75 лет со дня кончины Сергея Юрьевича (Георгиевича) Судейкина (19(07).03.1882, Смоленск (Санкт-Петербург?), Российская империя – 12.08.1946, Найак, штат Нью-Йорк, США), художника, графика, знаменитого театрального декоратора. Родился Сергей Судейкин предположительно в Петербурге, хотя сам называл своей родиной Смоленск (род Судейкиных значился в дворянской книге Смоленской губернии). Мать художника, Вера Петровна, была дочерью полковника корпуса жандармов. Отец, Георгий Порфирьевич, тоже из жандармов, да еще каких! Подполковник Отдельного корпуса, инспектор Санкт-Петербургского охранного отделения, инспектор секретной полиции. Он слыл легендой российского сыска, но, увы, был зверски убит собственным агентом и его подельниками в первый же год жизни сына. Сергей тосковал по отцу и в то же время стыдился его службы. Первое, что он сделал, став совершеннолетним, — сменил отчество в документах: вместо Георгиевича стал Юрьевичем. В отличие от отца-демократа, Сергей был «аристократически» высокомерен, утончен, обладал энциклопедическими знаниями в сфере искусств и даром красноречия. О матери Судейкина мало что известно: ни фактов, ни портретов, никаких воспоминаний. Единственное, о чем он часто вспоминал, так это о старинной усадьбе в провинции, где он ребенком наслаждался уединением и пением птиц, а также о деревне поблизости, где гуляли босиком веселые крестьяне. Возможно, это была смоленская усадьба его бабушки и дедушки.

Окончив гимназию, Судейкин переехал в Москву, где поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества, откуда его в 1902 году исключили на год за показ на выставке фривольных работ в манере, «не входившей в учебную программу». Он там учился у А.С.Степанова, А.М.Васнецова, Н.А.Касаткина, Л.О.Пастернака, а также В.А.Серова и К.А.Коровина. Как источник вдохновения историческая, купеческая Москва была по духу ближе художнику, чем чопорный Петербург. Она была и мягче по климату, и богаче по колориту, ближе к былинному, даже сказочному восприятию прошлого, которое так любил художник с детства. В это время он написал такие картины, как «Ночной праздник», «Во фруктовом саду» (1905), «Игрушки», «Гуляние» (1906). Надо признать, что Судейкин вписался в московское общество, артистическая и художественная среда его приняла.

В 1907 году Судейкин участвовал в московской выставке «Голубая роза», ознаменовавшей переход от импрессионизма к декоративности, символизму и даже примитивизму. В эти годы художников привлекало сближение живописи и театра. Театральное действие, когда на сцене смыкались литература, музыка, хореография и живопись, наиболее точно соответствовало представлениям о синтетическом искусстве. Подобный подход был близок и Сергею Судейкину, считавшему художественное оформление спектакля равноправной частью сценического действа. Театром же Судейкин увлекся еще в юности, когда в конце 1890-х годов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым. Вместе с Павлом Кузнецовым он расписывал подмосковное имение знаменитого купца. Уже в 1903 году он вместе с другом Николаем Сапуновым оформлял постановки в московском театре «Эрмитаж», на подмостках которого работала Московская частная опера, ее финансировал Мамонтов. В 1904 году с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». В 1905 году Судейкин расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и создал декорации к драме Метерлинка «Смерть Тентажиля» в постановке Всеволода Мейерхольда. Чуть ранее брошюра этой драмы с иллюстрациями Судейкина была выпущена в издательстве московского магазина «Книжное дело». Это был первый опыт художника как иллюстратора. Вскоре он начнет сотрудничать с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

В 1909 году Судейкин закончил МУЖВЗ со званием неклассного художника и поступил в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Д.Н.Кардовского. Тогда же он познакомился с А.Н.Бенуа и другими «мирискуссниками», в 1911 году официально вступил в их объединение» и никогда не порывал с театром. Став одним из организаторов кабаре «Бродячая собака», он украсил его стены прихотливо пышной росписью и был важной фигурой в кабаре, став «кавалером почетного ордена Собаки». В гимне «Собаки», написанном Михаилом Кузминым, есть даже такие слова: «Словно ротой гренадерской, предводительствует дерзкий сам Судейкин, сам Судейкин, сам Судейкин господин». Кстати, интересно отношение к «господам» самого художника, человека родовитого и не бедного. Его вторая жена, В.А.Шиллинг, в 1918 году вспоминала, что Судейкин просил не называть его господином, так как им себя не считал.

На смену «Бродячей собаке» пришло новое кабаре — «Привал комедиантов», в котором Судейкин также расписал зал. Стены и потолок закрасил черным, на этом фоне мерцали знаки зодиака — осколки зеркал в золотом обрамлении.

Со всеми женами, а их было три, Сергея Судейкина знакомил театр. Первая его супруга, Ольга Глебова, была актрисой и танцовщицей. В конце 1906 года в Петербурге она провожала художника на поезд. Он ехал в Москву. Ольга поднялась в вагон и... уехала с ним, позабыв о театре, в котором служила. В скором времени они обвенчались. По выражению Анны Ахматовой, Ольга была для мужа «предметом культа», он хотел сделать из жены «произведение искусства». И сделал — от манер до удивительных нарядов. Если «Бродячую собаку» украшал портрет Ольги кисти мужа в роли Путаницы, то в «Привале комедиантов» гости могли увидеть ее эротический портрет в виде нимфы, за которой ухаживает фавн, смахивающий на Мейерхольда. Но семейная идиллия у Судейкина резко закончилась. Однажды Ольга заглянула в дневник друга семьи поэта Михаила Кузмина, который у них гостил. И узнала, что поэта с ее мужем связывает не только давняя дружба. Супруги, конечно же, расстались. Новой избранницей художника стала Вера Шиллинг (урожденная де Боссе) — тоже актриса, танцовщица. Современники окрестили ее Бякой — из чувства солидарности к всеобщей любимице Ольге. Как же они познакомились? У Таирова в Камерном театре, куда пришла Вера и сказала, что хочет быть актрисой. И Таиров взял ее в театр. А Судейкина она просто очаровала. Именно по его просьбе для Веры был придуман испанский танец в «Женитьбе Фигаро». Вскоре она стала не только его спутницей, но и музой, помощницей и, как и Ольга, моделью. Ее портрет словами описал Александр Бенуа: «У Судейкина “новая жена” (так и говорит), очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая. <...> Судейкин, видимо, по уши влюблен — и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, “дурной жизни”» [1].

В феврале 1917 года Сергей Юрьевич приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатом-карикатурой на Николая II: «Слетайтесь, вольные птахи / На красные рубахи / Долго ты нас мучило / Огородное чучело» (июль 1917; издательство «Парус»). А в марте того же года Временным правительством Судейкин был призван в армию и отправлен на фронт. Но вскоре как художник был освобожден от военной службы. В июне того же года он покинул Петербург и уехал с Верой в Крым, затем — в Тифлис.

В Крыму образовался настоящий творческий кружок петербургской интеллигенции. Разговоры были, конечно, об искусстве, о России, о революции. У Судейкина как-то спросили: «Неужели у вас, Сергей Юрьевич, не болит сердце за родину?» «Оно переболело уж давным-давно, и теперь я благословляю приход немцев, которые делают нас снова людьми! И неужели вы думаете, что Россия была раньше Россией, а не немецкой колонией? А Николай был русским? А Екатерина Великая была русской? Нет, не говорите мне о России, она умерла вместе с Алексеем Михайловичем. Теперь, может быть, наступил момент, когда Русский дух снова возродится!» — ответил он. Тогда же он признался жене: «Все-таки Россию никогда не забудешь, и знаешь, о какой мастерской я мечтаю, может быть, это нелепо — в русском стиле. Бревенчатые стены, угол с иконами, и ты сидишь там персидской царевной» [1].

Помимо создания декораций и костюмов для театра, Сергей Судейкин занимался станковой живописью, графикой. Писал стилизованные пасторали, натюрморты, портреты, бывал и графиком-иллюстратором. Нередко танец появлялся на его полотнах.

Эмигрировав в Париж в 1920 году, Судейкин был поначалу растерян. Одним из немногих, кто ему помог тогда, был Л.Бакст. Первый его успех в эмиграции связан с театром Никиты Балиева «Летучая мышь» (1920–1921). В это же время у него случилась и утрата — он потерял жену: после того, как С.Дягилев познакомил Веру с Игорем Стравинским, она ушла от художника, став женой музыканта. Судейкин тяжело пережил уход жены. Правда, сотрудничать со Стравинским не перестал. В Париже он заведовал декораторской частью в труппе М.Н.Кузнецовой-Массне. В 1921–1922 годах участвовал в организации вечеров «Палаты поэтов» на Монпарнасе. Совместно с Н.В.Васильевым вел художественно-иллюстративное оформление детского журнала «Зеленая палочка» (1920–1921). Участвовал в выставках русских художников в Париже (1921), организованных группой «Мир искусства» в галерее La Boлtie и в Осеннем салоне. В 1922 году выехал с театром Н.Ф.Балиева на гастроли в США и остался в Нью-Йорке, где в театральных кругах встретил третью жену — оперную певицу Джин Палмер.

В конце февраля 1924 года в Нью-Йорке открылся диковинный «Подвал падших ангелов». Это Судейкин попытался возродить традиции «Бродячей собаки» на новом месте и в новом качестве. Наверное, публика была не та, и затея провалилась. Зато Метрополитен-опере работы Судейкина очень понравились и ему предложили сотрудничество. Дебютным совместным проектом стала постановка «Петрушки» Игоря Стравинского. «Вы видите русскую жизнь, где сметались все сословия. <...> В “Петрушке” жизнь должна быть сказкой и сказка — жизнью. <...> Я утверждаю, что глаз является столь же важным воспринимателем музыкальной композиции, как и ухо», — объяснял в интервью художник [1]. Помимо «Петрушки» Стравинского, в 1926–1930 годах Судейкин оформил его же «Свадебку» и «Соловья», «Садко» Римского-Корсакова, «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского, «Волшебную флейту» Моцарта, «Миньон» Тома, «Летучего голландца» Вагнера. Оформил балеты для других трупп: «Тщетная предосторожность» П.Л.Гертеля, «Золотая рыбка» Н.Н.Черепнина и «Жизель» А.Адана (1937–1938; нью-йоркская труппа М.Мордкина), «Паганини» на музыку С.В.Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетмейстер М.М.Фокин), «Лунная соната» на музыку Л.Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетмейстер Л.Ф.Мясин). Выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л.Н.Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь».

Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/1928), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924), Филадельфии (1926) и Нью-Йорке (1930). Опубликовал мемуары «Две встречи с Врубелем. Воспоминания о художнике» в нью-йоркском журнале «Новоселье» (1945. № 4–5).

12 августа 1946 года Сергея Юрьевича Судейкина не стало. Похоронен на кладбище в Бруклине.

К сожалению, его наследие передать в Советский Союз, как он мечтал, не получилось, оно разошлось по частным коллекциям. Никита Лобанов-Ростовский приобрел архив художника и передал его в ЦГАЛИ. Это фотокопии эскизов декораций и сцен; альбом с репродукциями, записи и статьи художника, мемуары, письма, рецензии, фотографии, рисунки. В воспоминаниях художника особенно трогает душу его вопрос, заданный самому себе: «Где вы все, с кем я работал, был близок, где я, вечный скиталец, находил семью...»

См. публикации С.Ю.Судейкина в каталоге библиотеки ДРЗ

Источники:

1. Башмакова М. Театр одного господина // РусскийМир.ru: Журнал о России и Русской цивилизации. 2017. Январь. С. 52–59. 

2. Судейкин Сергей Юрьевич // Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Искусство и архитектура русского зарубежья: Интернет-сайт. Дата публикации: 30.03.2012. Дата обращения: 12.08.2021. 

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок