Открытие выставки Людмилы Скубко-Карпас «Окно в Париж»

16 марта 2020 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки Людмилы Скубко-Карпас «Окно в Париж».

Представлены работы, выполненные во Франции в 1982 и 1990–1996 годах, — рисунки, портреты, городские и сельские пейзажи, а также несколько «нефранцузских» работ для лучшего представления о творческом наследии художника.

Открыл выставку старший сын художницы Юрий Скубко, старший научный сотрудник Института Африки РАН.

Выступили видные российские искусствоведы: Никита Михайлович Иванов из журнала «Юный художник» и Елена Александровна Лисенкова из МОСХа, автор фильма о творчестве Людмилы Скубко-Карпас, который был показан на открытии выставки.

Творчество Людмилы Львовны Скубко-Карпас (урожд. Карпас, в замужестве Скубко; 1923–2012), пожалуй, наиболее точно характеризует понятие русского импрессионизма — здесь и русское классическое наследие, и московская школа живописи советского времени, и влияние французского импрессионизма.

Родилась 13 апреля 1923 года в Петрограде. С 1924 года всю жизнь прожила в Москве, за исключением трех лет эвакуации на Урале в годы войны (1941–1944) и семи лет жизни и работы во Франции (1990–1997).

Детство в семье арбатской интеллигенции было сравнительно благополучным, если не считать передававшейся и ребенку атмосферы ожидания ареста в годы Большого террора: отец художницы происходил «из бывших» (Лев Моисеевич был сыном крупного екатеринославского промышленника и мецената Моисея Карпаса). «Брали» друзей родителей, друзей детства Людмилы по арбатскому двору: люди исчезали, их расстреливали, гноили в лагерях. Как она потом вспоминала, каждую неделю по радио зачитывали огромные списки «врагов народа» и в конце: «Приговор приведен в исполнение!». Для самой семьи Людмилы Львовны все обошлось, но чемоданчик с вещами всегда стоял у отца наготове.

В 1930-е годы будущая художница, у которой рано обнаружился талант, училась в детских студиях при Училище памяти 1905 года и Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в студии ВЦСПС у Г.К.Дорохова. В 1944 году, вернувшись из эвакуации, поступила в Московский институт декоративно-прикладного искусства. В 1947–1948 годах брала частные уроки у Роберта Фалька, «заразившего» ее академический реализм шармом французского импрессионизма. Перешла в МГХИ им. В.И.Сурикова, который окончила в 1952 году (мастерская академика Г.Ряжского). Член Московского союза художников (секция живописи) с 1957 года. После нищеты 1960-х (годы хрущевской «борьбы с излишествами») сравнительное благополучие в брежневскую эпоху: членство в творческом союзе, заказы, дома творчества, муж-художник Сергей Скубко (не было настоящей духовной и творческой близости, но каждый мог работать в своей мастерской), двое любимых сыновей…

Работала только с натуры. Любила и тонко чувствовала русскую природу, русскую культуру. Советскую власть не любила, но от всякой политики и идеологии была далека. Нашла свою нишу: детская тема, портреты современников. За почти восемь десятилетий творческой деятельности Людмила Львовна создала богатую галерею портретных образов, которые отличаются филигранным мастерством воплощения, тонким психологизмом, умением художника почувствовать и передать душевный и духовный мир человека.

Людмила Львовна больше всего ценила чувство, воздушность и верность цветовых решений. Но главное в искусстве: душа, способность художника воспринять и воспеть красоту и трагизм мироздания. В последние десятилетия много работала пастелью, реализовав в этой технике импрессионистские начала своего мастерства в богатейшей, но как бы размытой, подернутой легкой дымкой цветовой гамме городских и сельских пейзажей и целого моря цветов. Работы Л.Л.Скубко-Карпас отличают высокая художественная культура и безупречный вкус.

Жанровым приоритетом для Людмилы Львовны всегда был, конечно, портрет. Ее способность схватывать и передавать образ впечатляет, при этом она не только отражает характер и внутреннее состояние людей через портрет — она всегда как бы сочувствует портретируемым. Мы ощущаем к ним глубокую симпатию. Сопереживание становится главным содержанием работ художника. К числу особых творческих удач относятся детские портреты.

Помимо портретов, ее наследие содержит множество бытовых зарисовок, пейзажей, натюрмортов. Людмила Львовна принадлежит к разряду художников, чей талант и творческая честность становятся проводником в поэзию повседневности. Кроме того, она мастер пастельного рисунка: в этой технике ею созданы очень личные атмосферные работы, без резких контрастов, на полутонах.

Жизнь художника большей частью была связана с Москвой, с Арбатом и Масловкой, но в 1990-е годы Людмила Львовна покинула Москву и поселилась в Париже. Первая трехмесячная творческая поездка во Францию в 1982 году была очень успешной, ее результатом стал насыщенный творческий репортаж из десятков рисунков, серии пейзажей и портретов пастелью и маслом. Художник и арт-критик Лев Дьяконицын отмечал: «В портрете молодого рабочего из Гренобля (1982), написанного во время творческой поездки во Францию, восхищает легкое светлое касание карандаша. Зрительное любование проявляется в жесте художника. Бережно-воздушная трактовка… Передача светотени, кстати, в наши дни ушла в прошлое. У Людмилы Скубко-Карпас сохраняется живость и воздушность образа». Ее работы шли у французов на ура. Самые разные люди из самых разных слоев общества Парижа, Лиможа, Гренобля и маленькой деревушки Нотр-Дам-де-Комье просили их нарисовать, звали в гости, угощали, старались помочь. Трогала мягкость и доброжелательность французов, а ведь в частной поездке на сущие гроши эти многочисленные рисунки, все в двух экземплярах: один — модели, один — себе, служили своеобразной платой за перемещение по стране, питание, ночлег...

От сталинской эпохи у Людмилы Львовны на всю жизнь остался глубоко затаившийся страх. Он и «спружинил» в 1990-м, в канун новых потрясений, когда Людмила решала, куда хоть на время уехать из разваливающейся страны. При переезде в Париж в августе 1990-го, начавшемся с выставки в редакции «Русской мысли» при содействии Александра Гинзбурга, Людмилу Скубко-Карпас ждал успех у зрителей и коллекционеров, главным образом из среды русской эмиграции. Она участвовала в парижских Осенних салонах 1991 и 1993 годов. Много рисовала, писала маслом, работала пастелью.

Характерные особенности работ Людмилы Скубко-Карпас были прочувствованы и французами: критик Жан-Луи Бодоне (Jean-Louis Beaudonnet) пишет, что «через рисунок она показывает способность сочувствовать другим, что зритель, глядя на ее работы, становится партнером, приглашенным созерцать вещи в их обыденной простоте, вступая с ними в молчаливый диалог».

Из семи парижских лет активными были первые годы. Потом она долго болела — пересадка пожилого человека на чужую почву не прошла даром. Муж, с которым первоначально собирались переезжать вместе, так до Парижа и не доехал. Старший сын Юрий, который в 1990-м вывез Людмилу Львовну и помог устроить ее жизнь в Париже, засобирался обратно и предложил вместе вернуться в Москву. Возвращение в Россию в 1997 году дало художнице новые творческие силы еще на полтора десятилетия. В эмиграции обостряется ностальгия, центром русской жизни в добровольном или вынужденном изгнании почти всегда становится храм. В Париже в 1994 году Людмилу Скубко-Карпас крестил священник церкви в Сент-Женевьев-де-Буа отец Илья (Шмаин), тоже эмигрант, тоже вернувшийся через несколько лет в Россию.

Жизнь в каждом своем мимолетном моменте, подхваченная карандашным наброском, пастельным рисунком или живописным полотном, приглашает нас в мир простых вещей, но в своей простоте столь драгоценных, что мы готовы снова и снова возвращаться к работам Людмилы Скубко-Карпас, чтобы еще раз прикоснуться к вневременному бытованию мира.