Торжественное открытие выставки «Слово правды» в Доме русского зарубежья

Н.Д. Солженицына, М.В. Сеславинский, Е.А. Солженицын, О.Б. Любимова

Директор Дома русского зарубежья им. А.Солженицына В. А. Москвин

Министр культуры РФ О.Б. Любимова, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьев
Министр культуры РФ Ольга Борисовна Любимова

Советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Ильич Толстой

Президент Русского общественного Фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, президент Паралимпийского комитета России В.П. Лукин, Министр культуры РФ О.Б. Любимова, Е.А. Солженицын
Выступает М.В. Сеславинский
Интервью Министра культуры РФ О.Б. Любимовой телеканалу «Россия 1»
Народный артист РФ Авангард Леонтьев читает отрывок из Нобелевской речи Александра Солженицына

Н.Д. Солженицына, М.В. Сеславинский, Е.А. Солженицын, О.Б. Любимова

Директор Дома русского зарубежья им. А.Солженицына В. А. Москвин

Министр культуры РФ О.Б. Любимова, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьев
Министр культуры РФ Ольга Борисовна Любимова

Советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Ильич Толстой

Президент Русского общественного Фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, президент Паралимпийского комитета России В.П. Лукин, Министр культуры РФ О.Б. Любимова, Е.А. Солженицын
Выступает М.В. Сеславинский
Интервью Министра культуры РФ О.Б. Любимовой телеканалу «Россия 1»
Народный артист РФ Авангард Леонтьев читает отрывок из Нобелевской речи Александра Солженицына

17 марта 2021 года в Доме русского зарубежья состоялось торжественное открытие выставки «“Слово правды”: К 50-летию присуждения Нобелевской премии Александру Солженицыну. 1970–2020».

Причина задержки с открытием выставки понятна — многие важные культурные мероприятия прошлого года были перенесены на 2021 год из-за пандемии. На самом деле выставка открыта для посетителей уже с конца января этого года и будет действовать до 2 мая.

На открытии выставки выступили министр культуры РФ Ольга Любимова, советник президента по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой, член Совет Федерации Владимир Лукин, ректор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина Борис Любимов и Наталия Дмитриева Солженицына.

Наталия Солженицына озвучила письмо Александра Исаевича в Нобелевский комитет 1972 года, где он выдвигал на премию Владимира Набокова.

Михаил Сеславинский передал Дому русского зарубежья вырезки из «Правды» и «Литературной газеты» тех лет с откликами на присуждение Солженицыну Нобелевской премии.

Нобелевская премия по литературе была присуждена Солженицыну в октябре 1970 года с формулировкой: «За нравственную силу, с которой он продолжил извечную традицию русской литературы».

Телеграмма из-за границы пришла в Рязань, по месту его прописки, но Солженицын в это время жил на даче Ростроповича под Москвой. Ростропович был на гастролях. В мемуарной книге «Бодался теленок с дубом» Солженицын вспоминал не без юмора:

«А тут премия — свалилась, как снегом веселым на голову!.. Пришла — прорвалась телефонными звонками на дачу Ростроповича. Век мне туда не звонили — вдруг несколько звонков в несколько минут. Неразвитая, даже дураковатая женщина жила в то время в главном доме дачи, бегала за мной всякий раз, зная меня под кличкой “сосед”, и за руку тянула, и трубку вырывала:

— Да вы что — с корреспондентом разговариваете? Дайте я ему расскажу — квартиры мне не дают!

Она думала — с корреспондентом “Правды”...»

На поздравление Шведской академии Солженицын сразу ответил: «Вашу телеграмму получил, благодарю. В присуждении Нобелевской премии вижу дань русской литературе и нашей трудной истории».

В отличие от Пастернака, Солженицын от премии не отказался, но отказался ехать на церемонию награждения, понимая, что обратно на родину его не пустят. Поэтому награждение состоялось лишь в 1974 году, после того как нобелевского лауреата выслали из родной страны.

На выставке в непрерывном режиме с экрана показывается эта церемония. Вместе с лауреатами 1974 года Солженицын заходит в зал. Во фраке, но без бабочки — наотрез отказался! Лицо сосредоточенное, несколько мрачное. Он не улыбается. И это объяснимо. В Нобелевской речи Солженицын скажет: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их — неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие — может быть с большим даром, сильнее меня, — погибли... И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня — как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?»

Экспонаты на выставке — подлинные предметы, начиная с тюремно-лагерных лет писателя и заканчивая 1974 годом: нашивки с номером заключенного, портфель и указка школьного учителя, письменные принадлежности, Нобелевские фрак, диплом и медаль, автографы Солженицына, Ростроповича, Лидии Чуковской, Беллы Ахмадулиной и других, документы из архива ЦК КПСС, фотографии...

Особый раздел экспозиции посвящен писателям и поэтам, погибшим в ГУЛАГе. В центре этой части выставки — дверь одной из камер Бутырской тюрьмы из фондов Государственного музея истории ГУЛАГа.

Галина Тюрина, архивариус Дома русского зарубежья:

«Существует расхожий миф, что Солженицын получил Нобелевскую премию за “Архипелаг ГУЛАГ”. Но в 1970 году о существовании этой рукописи знали только 2–3 человека в СССР, и это держалось в строгой тайне. Премия была присуждена писателю после того, как на Западе вышли переводы повестей и рассказов писателя: “Один день Ивана Денисовича”, “Матренин двор”, “Раковый корпус”, “Крохотки”. Они были приняты с огромной теплотой зарубежными читателями и критиками. Солженицын сразу был воспринят как классик русской литературы. О “Раковом корпусе” газеты, например, писали, что это сильнее Томаса Манна, потому что Манн пишет о том, что придумал, а Солженицын о том, что пережил лично».

Из Нобелевской речи Александра Солженицына:

«…Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. И не успели спросить: зачем нам этот дар? как обращаться с ним?

Не все — называется. Иное влечёт дальше слов. Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту… Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. И только душа занывает...

…В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе — и должен.

Не будем попирать права художника выражать исключительно собственные переживания и самонаблюдения, пренебрегая всем, что делается в остальном мире. Не будем требовать от художника, — но укорить, но попросить, но позвать и поманить дозволено будет нам. Ведь только отчасти он развивает свое дарование сам, в большей доле оно вдунуто в него от рожденья готовым — и вместе с талантом положена ответственность на его свободную волю.

...От человека к человеку, восполняя его куцее земное время, искусство переносит груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, — и дает усвоить как собственный.

И еще в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущенный опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит ее утраченную историю — в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.

...Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями: перенести сгущенный опыт одних краев в другие так, чтобы перестало у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили ее сами, и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнем вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции.

...И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь. Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь, — но только не против искусства...»

Справка «РГ»

Александр Солженицын — единственный лауреат Нобелевской премии по литературе, который получил ее всего лишь через восемь лет после дебюта в печати. В 1962 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича». Кроме того, это редкий случай, когда премия присуждалась после первого выдвижения. Считается, что его выдвинул французский писатель Франсуа Мориак.

Павел Басинский

(Воспроизводится по публикации: Басинский П. Слово правды мир перетянет // Российская газета. 2021. 17 марта. Федеральный выпуск № 57(8408)).

СМИ:
Телеканал «Россия-1». Программа «Вести»/ 17.03.2021
Открылась выставка к полувекому юбилею вручения Нобелевской премии Солженицыну