Открытие выставки акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения»

Коллекционер Константин Владиславович Журомский
<i>Директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин</i>
<i>Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский</i>
<i>Вице-президент Российской академии художеств Андрей Андреевич Золотов</i>
<i>Константин Владиславович Журомский, Виктор Александрович Москвин, Константин Игоревич Пахоруков, второй секретарь отдела Франции Первого Европейского департамента МИД РФ</i>
<i>Скрипач Франсуа Пино-Бенуа (Франция)</i>
<i>Скрипач Франсуа Пино-Бенуа (Франция) и пианист и композитор Василий Щербаков (Россия)</i>
Коллекционер Константин Владиславович Журомский
<i>Директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин</i>
<i>Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский</i>
<i>Вице-президент Российской академии художеств Андрей Андреевич Золотов</i>
<i>Константин Владиславович Журомский, Виктор Александрович Москвин, Константин Игоревич Пахоруков, второй секретарь отдела Франции Первого Европейского департамента МИД РФ</i>
<i>Скрипач Франсуа Пино-Бенуа (Франция)</i>
<i>Скрипач Франсуа Пино-Бенуа (Франция) и пианист и композитор Василий Щербаков (Россия)</i>

16 апреля 2021 года в Доме русского зарубежья открылась выставка акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения».

Выставки художников, происходящих из замечательной творческой семьи Бенуа-Лансере-Серебряковых, уже стали для нашего Дома традицией. Выставка «Лики Нескучного», собравшая в 2019 году работы Е.А.Лансере, Е.Е.Лансере, Е.Е.Лансере-Зеленковой и З.Е.Серебряковой, и выставка живописи и графики Александра Бенуа, несмотря на пандемию открытая для посетителей 1 августа 2020 года, прошли с большим успехом.

Открытие выставки Альберта Бенуа, академика Императорской академии художеств и основателя Общества русских акварелистов, стало для нашего Дома долгожданным и очень радостным событием. На выставке представлены около 50 акварелей художника, а также его удивительные иллюстрированные письма детям и внукам, возвращающие нас в эпоху, когда письма, написанные от руки, передающие не только информацию, но и настроение, эмоции автора, а в данном случае представляющие собой произведение искусства, были для получателей настоящим подарком.

Большая часть представленных работ Альберта Бенуа относится к дореволюционному времени, но на выставке есть и акварели эмигрантского периода творчества художника — с 1924 года Альберт Бенуа жил в Париже, где стал членом Парижской академии изящных искусств. Последние годы своей жизни, уже больной, художник провел в семье своей дочери Марии и ее мужа, композитора Николая Черепнина. Эта часть экспозиции дополнена мультимедийной инсталляцией, показывающей работы эмигрантского периода из собрания С.А. и И.А.Черепниных (Франция) и П.А.Черепнина (США).

Открывая выставку, директор Дома В.А.Москвин рассказал о том, что в числе первых даров, полученных нашим музеем, были иллюстрированные письма Альберта Бенуа, — письма были подарены директором парижского русского издательства «ИМКА-Пресс» Н.А.Струве, одним из учредителей Дома русского зарубежья. Инициатор и куратор выставки, коллекционер Константин Журомский, говорил о безмятежной красоте работ Альберта Бенуа, красоте без идеологии, столь ценной в наше время. Вдохновенно рассказывая о своих героях — Александре и Альберте Бенуа, о династии композиторов и музыкантов Черепниных, потомках Альберта Бенуа по линии его дочери Марии, Константин Журомский тут же предложил идею следующего выставочного проекта, посвященного наследию других представителей семьи Бенуа — Нади Бенуа, Камиллы Хорват… Библиофил М.В.Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, обратил внимание аудитории на письма Альберта Бенуа: «Мы так тоскуем по этой стороне нашей жизни», — сказал он, и с этим нельзя не согласиться! По мнению Михаила Сеславинского, лирические пейзажи Альберта Бенуа имеют поистине терапевтический эффект, — их нужно смотреть, когда плохое настроение, когда надо успокоиться и отдохнуть.

В церемонии принял участие вице-президент Российской академии художеств, в 1990 году в качестве заместителя министра культуры СССР присутствовавший на открытии выставки «ИМКА-Пресс» в Москве, — Андрей Андреевич Золотов. «Работы Альберта Бенуа, — сказал он, — это воплощенное благородство, которое подарено нам с легкостью и доверием». Тогда как современное искусство часто пытается человека завоевать, «заполучить», искусство Альберта Бенуа построено на доверии к человеку, на отношении к зрителю как к собеседнику, достойному настоящего диалога.

С приветственным словом от Первого Европейского департамента МИД РФ выступил второй секретарь отдела Франции Константин Пахоруков, отметивший большую работу Дома русского зарубежья по сохранению наследия русской эмиграции во Франции.

Светоносная красота акварелей Альберта Бенуа в продолжение церемонии открытия выставки сменилась для участников вдохновенной музыкой Николая Черепнина и его сына Александра Черепнина в исполнении скрипача Франсуа Пино-Бенуа (Франция) и пианиста Василия Щербакова. Программа концерта была выстроена так, чтобы каждое произведение так или иначе перекликалось с содержанием выставки: прозвучали три эскиза Н.Черепнина из фортепианного цикла к «Азбуке в картинках» Александра Бенуа, «Цыганская рапсодия» Мориса Равеля, посвященная знакомой Н.Черепнина скрипачке Джелли д’Араньи. Сюрпризом для слушателей стало первое исполнение пьесы «Кощей», вступившей в диалог с «Бабой Ягой» из «Азбуки в картинках», самим автором — Василием Щербаковым, профессором Московской консерватории, директором Фонда Д.Б.Кабалевского. Музыкальная часть завершилась созданной Игорем Стравинским в эмиграции в 1925 году «Итальянской сюитой», искрометной карнавальной музыкой, воссоздающей столь близкую мирискусникам стихию комедии дель арте. Слушатели концерта долго аплодировали артистам, благодаря за их виртуозное исполнение.

Выставка продлится до 5 сентября 2021 года, и мы приглашаем всех погрузиться в удивительный мир Альберта Бенуа, насладиться его работами, оставляющими чувство света и радости, погружающими в атмосферу belle époque русского искусства!

Дом русского зарубежья искренне благодарит всех коллекционеров, принявших участие в создании выставки, — куратора выставки Константина Журомского, Михаила Сеславинского, Евгения и Аллу Лансере, Веру и Ивана Глазуновых, а также куратора выставки со стороны Дома, заведующую экспозиционным сектором Дарью Жмылеву.

Светлана Дубровина