VIII Международные чтения по истории русской философии «Русская философия на Родине и в изгнании» в Санкт-Петербурге

23–24 сентября 2021 года на базе Социологического института РАН в Санкт-Петербурге прошли VIII Международные чтения по истории русской философии «Русская философия на Родине и в изгнании». В состав программного комитета конференции вошел представитель Дома русского зарубежья им. А.Солженицына П.А.Трибунский.

На ставшей традиционной международной конференции, совместившей как стандартный формат докладов, так и выступления с использованием платформы Zoom, истории русской философии в зарубежье было посвящено внушительное количество интересных и информативных докладов: о взглядах Л.П.Карсавина на эмиграцию рассказала Ф.Лесур, разным аспектам философии и биографии С.Л.Франка посвятили свои выступления Т.Оболевич, Т.Н.Резвых, А.С.Цыганков, В.А.Куприянов, В.К.Чернусь, П.Р.Бонадысева, Е.М.Парунян, творчеству отдельных философов зарубежья (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.Н.Ильин, Я.Гордин, П.И.Новгородцев, Г.И.Шавельский) посвятили свои доклады А.С.Платанова, Н.А.Дмитриева, К.М.Мацан, И.Д.Осипов, Д.В.Боднарчук, Д.С.Шахова, М.Е.Соболева, о философском элементе в творчестве композиторов, писателей, художников рассказали Е.Г.Мещерина, В.Е.Семенков, О.В.Пчелина, история Русской религиозно-философской академии в Берлине оказалась в центре доклада Г.Е.Аляева, о судьбах одесских философов в 1917–1922 годах, накануне эмиграции поведал В.В.Левченко, об общих вопросах развития философии в эмиграции порассуждали Т.Д.Суходуб, М.Ю.Сергеев, Ю.Б.Мелих, С.Капилупи, М.М.Шибаева.

Дом русского зарубежья на конференции представляли научные сотрудники отдела культуры российского зарубежья О.Т.Ермишин и П.А.Трибунский. В докладе «Эстетика и концепции творчества в русской эмиграции 1930-х годов (В.В.Вейдле и Н.Н.Евреинов)» О.Т.Ермишин представил эстетику как важную часть философии русского зарубежья. Для эстетики 1920–1930-х годов характерно идейное многообразие, которое связано с разным пониманием творчества, его сущности. Различие в эстетических подходах хорошо заметно при сопоставлении двух книг 1930-х годов — «Умирание искусства» В.В.Вейдле и «Откровение искусства» Н.Н.Евреинова. В.В.Вейдле защищал христианское понимание творчества, доказывая, что искусство имеет истоки в религии, а отказ от религиозных основ ведет к неизбежному «умиранию искусства». Н.Н.Евреинов придерживался других взглядов на искусство и опирался на теорию психоанализа, утверждая, что бессознательная сфера человека непосредственно влияет на его творчество и творческие способности. Однако отрицая наиболее распространенные эстетические концепции, он пришел к некоторым выводам, которые совпадают с христианской эстетикой В.В.Вейдле. По мнению Н.Н.Евреинова, в Новое время религиозное понимание искусства было вытеснено из сознательной сферы человека, но не полностью, а осталось в подсознательной области «исконного Я», поэтому высшим понятием искусства следует признать «сверх-мастерство», направленное на создание воображаемой реальности.

В докладе П.А.Трибунского «А.А.Бакши — переводчик В.С.Соловьева на английский язык» были представлены заинтересованным слушателям собранные факты об «отце киноэстетики», ведущем кино- и театральном критике Великобритании и США Александре Анисимовиче Бакши (1885 – после 1949). Уроженец Керчи, Бакши после окончания гимназии попытался получить высшее образование в Санкт-Петербургском университете, однако вовлеченность в студенческое движением привело его к аресту и отчислению из университета. Избежав высылки в Архангельскую губернию, Бакши выбрал выезд за границу на два года, куда и отправился в 1911 году. Бакши осел в Великобритании, где начал сотрудничать в различных журналах, занимаясь переводом на английской язык русских авторов, в том числе философов В.С.Соловьева и Л.М.Лопатина. В 1915 году Бакши предпринял попытку занять должность лектора русского языка и литературы сперва в Университетском колледже Ноттингема, позже — в Королевском колледже Лондонского университета. Потерпев неудачу, он вернулся к публицистике и изучению театра, чему посвятил две книги (1916 и 1923). В 1926 году Бакши отбыл в США, где с 1928 года стал присяжным кинокритиком в журнале Nation. Последние сведения о Бакши относятся к 1949 году, когда он подал документы на натурализацию в США. Выявленные факты позволяют отнести Бакши к незаурядным деятелям русско-английского сближения в годы Первой мировой войны, чей талант кинокритика смог расцвести уже в США в 1920–1930-е годах.

Павел Трибунский

Программа конференции [pdf]

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок