Вышел сборник работ Никиты Струве «Встреча с Россией»

В московском издательстве «Русский путь» увидел свет большой сборник работ Никиты Алексеевича Струве «Встреча с Россией» — первое фундаментальное издание, вышедшее после смерти замечательного просветителя, публициста, издателя, борца за возвращение подлинных духовных идеалов в жизнь нашей страны.

Сегодня, когда после смерти Никиты Алексеевича прошло почти пять лет, все яснее вырисовывается его поистине неоценимая значимость для русской культуры ХХ века. Человек, впервые опубликовавший «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Чевенгур» Андрея Платонова, «Воспоминания» Надежды Мандельштам, стихи Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама. Книги, на которых во многом зиждется современное российское общественное сознание. Главный редактор «Вестника РСХД» — журнала, ставшего эпохой в русской истории. На протяжении почти полвека эти выпуски буквально били в набат, рассказывая о преследованиях верующих в СССР и знакомя читателей с великим наследием русской религиозной философии эпохи Серебряного века и эмиграции.

И, конечно, сегодня далеко не каждый, кто, выходя из метро «Таганская» (кольцевая), видит сверкающий центр «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», знает, какую большую роль сыграл в его создании Никита Алексеевич. Сколько бесценных реликвий, возвращенных благодаря его неутомимой деятельности, могут теперь видеть посетители Музея русского зарубежья. А сколько провинциальных библиотек России обрели уникальные книжные собрания, потому что эти дары организовали Никита Алексеевич и Виктор Александрович Москвин.

Новая книга, подготовленная верной соратницей Струве, нынешним главным редактором «Вестника РСХД» Татьяной Викторовой и известным специалистом по истории русского зарубежья Натальей Ликвинцевой, хороша тем, что показывает всю многогранность жизни Никиты Алексеевича, этого поистине человека Возрождения.

Она называется «Встреча с Россией», потому что Никита Алексеевич, живший и служивший своей исторической Родине всю жизнь, оказался в России лишь в сентябре 1990 года, когда в Библиотеке иностранной литературы в Москве открылась выставка изданий «YMCA-Press». Эта событие сыграло огромную, мне кажется, до конца еще недооцененную роль в деле раскрепощения советского общества эпохи перестройки. Потрясенные москвичи и гости столицы могли спокойно взять в руки книги Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова и, страшно по тем временам представить, Александра Солженицына.

Сборник открывается вступительными статьями Струве к различным номерам «Вестника РСХД». Они посвящены самым разным темам, казавшимся главному редактору наиболее важными. Здесь, конечно, одно из центральных мест занимает Александр Исаевич Солженицын и история с присуждением ему Нобелевской премии. Также затрагиваются церковные вопросы, к примеру, взаимоотношения разных ветвей Православной церкви, осмысление наследия классиков русской литературы.

В разделе «Слово, произнесенное в России», конечно, невозможно пропустить речь на открытии Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье». Я хорошо помню этот декабрьский день 1995 года, незабвенного Александра Исаевича, тогда еще митрополита Смоленского Кирилла. Маленькая библиотека была буквально забита не просто людьми, а людьми необыкновенно достойными. Слова Никиты Алексеевича показались мне просто скрижалями: «Впервые потомки русских эмигрантов — говорю не только от себя, но от многих моих современников, я бы сказал — соплеменников — ощущают, что в сердце России открывается дом для них, заветный, родной, свой, посвященный делу их отцов и дедов» (С. 118).

Говоря о Солженицыне, с которым, как и с Наталией Дмитриевной, его связывала почти тридцатилетняя дружба, Струве подчеркивает важнейшую черту, определяющую творчество великого писателя: «Запад… поверил Солженицыну потому, что он обладал необычайной словесной художественной силой, обладал редкой способностью овладевать множественностью, способностью организовать множество голосов в единое целое» (С. 124).

Очень многое в этой книге посвящено Александру Исаевичу. Приводятся интервью, где издатель великого труда «Архипелаг ГУЛАГ» вспоминает о своих встречах с пророком ХХ века, говорит об особенностях его стиля и мышления. Интересно, что Никита Алексеевич вспоминает, что, когда они встретились сразу после насильственной высылки Солженицына за границу, тот сказал ему: «Я вижу день своего возвращения. Вернетесь и Вы».

А еще вас ждут встречи с разделом «Живые лица», где мастерски выписаны портреты философов Семена Франка и Льва Шестова, Патриарха Алексия II и мученицы матери Марии, добровольно шагнувшей в газовую камеру вместо женщины с ребенком, других замечательных людей ХХ века. Значительная часть «Встречи с Россией» отдана размышлениям на тему «Церковь и богословие». Для литературоведов буквально пиршеством станут статьи, посвященные взгляду на прозу и поэзию с духовной точки зрения. Здесь и мысли о Льве Толстом и Николае Федорове, Никита Алексеевич вспоминает о встречах с Ахматовой, размышляет об обожаемом им Мандельштаме.

Никита Алексеевич Струве в жизни совершенно не выносил пафоса и похвал в свой адрес. Каждый раз, когда начинались славословия, появлялась его знаменитая ироническая улыбка. Но сегодня, взяв в руки книгу «Встреча с Россией», мы можем сказать, что это был великий человек. Великий мыслитель и просветитель.

Виктор Леонидов

Струве Н.А. Встреча с Россией: Статьи, доклады, воспоминания, беседы и другие материалы / сост., подг. текста и прим. Н.В.Ликвинцевой и Т.В.Викторовой; пер. с фр. Т.В.Викторовой, С.Н.Дубровиной, Н.В.Ликвинцевой. Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2021. 640 с.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок