Очередное заседание литературно-философских собраний «Отражения»

Лекция П. Трибунского
Выступление В. Хазана
Выступление В. Янцена
На лекции
Лекция П. Трибунского
Выступление В. Хазана
Выступление В. Янцена
На лекции

24 марта 2022 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось очередное заседание литературно-философских собраний «Отражения».

Лекция ведущего научного сотрудника отдела культуры российского зарубежья ДРЗ, кандидата исторических наук П.А.Трибунского была посвящена биографии общественного и политического деятеля, кооператора Александра Моисеевича Беркенгейма.

А.М.Беркенгейм родился 4(16) ноября 1878 года в Москве в семье московского купца 1-й гильдии Моисея Соломоновича Беркенгейма и его законной супруги Грунции Леоновны. Помимо Александра в семье были четыре мальчика и две девочки: Леон (1866–?), Абрам (1867–1938), Гирш (Григорий; 1872–1919), Борис (1885–1959), Ольга (?–?), Евгения (1885–?). Из них наиболее известны химики, создатели советской фармацевтической промышленности Абрам и Борис, и врач Григорий, в 1903–1904 годах лечивший семью Л.Н.Толстого. Среднее образование Александр получил в 5-й Московской гимназии (1887–1896), а в 1896 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Участие в студенческом движении прервало университетскую жизнь Беркенгейма (1899), его исключили из университета, запретив на два года жительство в столицах и университетских городах.

Не имея возможности вернуться в Московский университет, Беркенгейм получил высшее образование в Германии (Королевский Саксонский политехникум в Дрездене). Не остался Беркенгейм в стороне от революционной деятельности за границей. По приезду из Германии в 1903 году он был обыскан, арестован и этапирован в столицу. Собранных доказательств оказалось недостаточно, в результате Министерство юстиции и МВД согласились дальнейшее производство по делу Беркенгейма прекратить.

В России Беркенгейм попытался вновь поступить в высшее учебное заведение, однако Первая русская революция внесла свои коррективы: 14 января 1906 года он был задержан в Москве на эсеровском собрании и после разбирательства дела выслан в Архангельскую губернию на три года. Пробыв год в Архангельске, Беркенгейм ходатайствовал об отъезде за границу, куда и выехал 6 ноября 1907 года.

За границей Беркенгейм зарабатывал трудом корреспондента, сбором данных для А.В.Амфитеатрова для книги по Балканам, составлением научно-популярных трудов. 13 мая 1910 года, за год до окончания срока высылки, А.Беркенгейм вернулся в Россию, так как скончался отец и надо было заняться семейным предприятием. Не снискав удачи на ниве лесного бизнеса, Беркенгейм попробовал себя в кооперации, где неожиданно сделал внушительную карьеру, от рядового члена до заведующего собственным производством МСПО.

Февральская революция вовлекла кооператоров в активную политику, и А.Беркенгейм не остался в стороне. Он вошел в состав Комитета общественных организаций, взявшего в Москве власть после известий о событиях в столице, был выбран председателем Московского городского продовольственного комитета. Революция не прервала кооперативной карьеры Беркенгейма, на него было возложено выполнение обязанностей заместителя председателя бюро МСПО, также он был избран в Совет съездов, ведавший делами всероссийских кооперативных съездов. Революционный вихрь 1917 года вдохнул жизнь и в политическую карьеру Беркенгейма. Он вошел в состав Московской городской общественной управы, стал делегатом на Государственном и Демократическом совещаниях. Одним из решений Демократического совещания стало создание Предпарламента (Временного Совета Российской республики), совещательного органа при Временном правительстве, членом которого стал Беркенгейм. Пытался баллотироваться в Учредительное собрание (список «Кооперативные объединения Оренбургской губернии»), однако избран не был. Захват власти большевиками для умеренного социалиста Беркенгейма был неприемлемым, однако он не вступил в ряды активных борцов с советской властью, предпочтя вернуться к кооперативной работе. Неучастие в политике не спасло Беркенгейма от нескольких арестов, впрочем, окончившихся без последствий.

Осень 1918 года была временем очередных деловых переговоров советской власти с кооператорами, которые согласились взять на себя снабжение и распределение товаров среди населения по заданию советского правительства. Однако нехватка товаров и продовольствия создавала проблему, решение которой было найдено в посылке кооперативной экспедиции в США с целью обследования рынков и установления торговых отношений. На заседании коллегии распорядителей Центросоюза 11 октября 1918 года экспедиция была одобрена, Центросоюз сообщил ВСНХ о предполагаемой экспедиции в США, выразив готовность принять на себя ряд поручений правительства, будь то сбор информации или закупка товаров. После состоявшегося соглашения и внесения денег на счет Центросоюза, в начале декабря 1918 года экспедиция во главе с А.Беркенгеймом покинула Россию.

После создания постоянной агентуры Центросоюза в Стокгольме и акционерного общества «Центросоюз-Норск» в Христиании, А.Беркенгейм отправился в Великобританию, где развернул активную деятельность. Лондон был выбран как центр руководства заграничными конторами Центросоюза, здесь же был создан «Объединенный комитет русских кооперативных организаций в Лондоне». В Лондоне Беркенгейм написал свою самую знаменитую работу «Экономическая блокада России». Союзническая блокада, по его мнению, приносила населению России не только физические страдания, но и отвращала его от союзников, чем не преминули воспользоваться большевики в своей пропаганде. Самим союзникам блокада мешала вывозить продукты и товары из России. Отмена блокады черноморских портов, контролируемых антибольшевиками, не вызывала вопросов. Сложнее было с отменой блокады балтийских портов и доставкой продовольствия в Центральную Россию, находившуюся под властью большевиков. Беркенгейм считал, что продовольствие от союзников, полученное в тяжелый момент, подняло бы их престиж среди россиян и ускорило бы процесс организации права и порядка в Центральной России. Доставку продовольствия населению, минуя советскую власть, Беркенгейм предлагал передать кооперативам, сохранявшим независимость от большевиков. Меморандум Беркенгейма, лежавший в русле размышлений британских властей, добавил аргументов сторонникам отмены блокады черноморских портов.

В начале марта 1919 года Беркенгейм отправился в США, где развернул бурную деятельность: была реформирована и расширена нью-йоркская контора Центросоюза, установлена связь с банками и промышленными фирмами, организована полуторамесячная поездка Беркенгейма по американским заводам и фабрикам, начата закупка товаров для России. Вернувшись в августе 1919 года в Великобританию, Беркенгейм вместе с коллегами создали «Управление заграничными конторами Центросоюза» (Иноцентр), а также «Центросоюз Ингланд Лимитед», куда были переведены все дела и деньги лондонской конторы, дабы избежать зависимости от ситуации в России.

Рутинная кооперативная работа в начале 1920 года внезапно приобрела международную известность. На заседании трех премьер-министров — Великобритании (Д. Ллойд Джордж), Франции (Ж.Б.Клемансо) и Италии (Ф.С.Нитти) — 14 января 1920 года Ллойд Джордж анонсировал возобновление торговли с Россией при помощи русских кооперативов. Приглашенный на заседание Беркенгейм заверил собравшихся в возможности вести торговлю помимо большевиков. 16 января 1920 года Высший совет Антанты принял решение о возобновлении торговых сношений союзных и нейтральных стран с русским народом при посредстве кооперативов путем товарообмена. Решение Высшего совета использовать кооперативы для торговли с Россией имело, с точки зрения большевиков, антисоветскую направленность. С целью начать торговлю и одновременно минимизировать вред от возможного использования кооперативов, 27 января 1920 года СНК принял декрет «Об объединении всех видов кооперации». Органы управления старых кооперативных организаций были переизбраны, и в руководящий состав вошли советские чиновники. Кооператоры стремились выступить полноправными партнерами советской торговой делегации, но делегация отвергла любые переговоры, потребовав от кооператоров возврата имущества и средств заграничных кооперативных организаций. Из последовавших британско-советских переговоров кооператоры оказались исключены.

В 1922 году, после соглашения о передаче дел и имущества от старого к новому правлению Центросоюза, кооперативная одиссея Беркенгейма закончилась. По предложению П.М.Рутенберга Беркенгейм переехал в Эрец-Исраэль, где с 1922 по 1923 год трудился помощником Рутенберга в электрокомпании «Хеврат ха-хашмаль», в частности заведовал постройкой электрической станции в Яффе. В 1923 году Беркенгейм вернулся в Европу (Франция), в 1924 году переехал в Польшу. В Варшаве он возглавил Союз еврейских кооперативных обществ Польши (1925). На склоне лет Беркенгейм стал активно печататься в официальном органе союза, идишском журнале «Kooperative bavegung» («Кооперативное движение»).

А.М.Беркенгейм скончался 9 августа 1932 года в Грефенберге (Чехословакия) и был похоронен 20 августа в Варшаве на Еврейском кладбище. Надгробный памятник на его могиле выполнил скульптор А.Остржега.

По окончании доклада П.А.Трибунский ответил на вопросы собравшихся.

После лекции прошла презентация научной серии «Эрец-Исраэль и русские эмигранты в Европе: контакты, связи, общение, взаимодействие (1919–1939)» (Eretz Israel and the Russian Emigres in Europe: Contacts, Connections, Communications, Interactions (1919–1939)). Редактор серии В.Хазан (Еврейский университет в Иерусалиме) подробно рассказал о серии и тех томах, что вышли из печати и будут опубликованы в 2022 году. Первый том серии посвящен философам: первая часть содержит переписку философа Н.А.Бердяева с переводчиком и философом Е.Д.Шором за почти 20 лет (1927–1946), вторая часть посвящена визиту Л.Шестова в Эрец-Исраэль в 1936 году. Первая часть второго тома объединила под одной обложкой биографии четырех политических эмигрантов (А.Беркенгейм, П.Рутенберг, В.Чернов, А.Погребецкий). В 2022 году планируется выход второй части тома 2, посвященной революционерке-террористке К.К.Панфиловой-Зильберберг, и тома 3, содержащего материалы о журналистке и юристе Рахели Гинцберг, дочери еврейского мыслителя Ахад ха-Ама, второй жене писателя М.А.Осоргина. В презентации приняли участие участники проекта — В.Янцен (Германия) и П.Трибунский.

Презентация серии [pdf]

 

Фото Е.Башкировой

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок