21 апреля 2023 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел очередной международный научный семинар «Emigrantica: Новые проекты». На этот раз встреча была посвящена творчеству российских архитекторов в Балтийском регионе и Финляндии.
На открытии семинара его ведущие Мария Васильева и Евгений Пономарев подчеркнули, что выход в сферу искусствознания — одно из приоритетных направлений семинара.
Светлана Сергеевна Левошко (кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник НИИТИАГ, Санкт-Петербург) отметила в докладе роль культурного пограничья в эволюции той или иной художественной парадигмы. Таким культурным пограничьем стала целая плеяда российских архитекторов, творивших в Балтийском регионе. Доклад «Своеобразие наследия российских архитекторов в восточной Балтии межвоенного периода: метаморфозы идентичности» был посвящен «балтийскому тексту» в российском зодчестве. Взаимовлияние архитектурно-строительных традиций и проблема аккультурации в Балтийском крае были раскрыты на примере творчества Александра Игнатьевича Владовского (1876–1950), а также А.И.Ярона, Н.Т.Яковлева, А.Г.Голубкова и др. Переплетение художественных образов скандинавских стран и русского севера создали в архитектуре начала века феномен петербургского «северного модерна» (впервые словосочетание встречается у писателя Б.Зайцева). В докладе Светланы Левошко была подробно отслежена эволюция этого стиля в проектах А.И.Владовского в петербургский, нарвский и таллиннский периоды его творчества.
Любовь Геннадьевна Волкова (старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника) в сообщении «Из Леты в Летопись», отметив роль Выборга в судьбе Балтийского региона, представила впервые выявленные ею материалы к биографии выборгского архитектора Никодима Александровича Никулина (1882–1948). В основу доклада легла реконструкция биографии незаслуженно забытого русского зодчего (в том числе по материалам ЦГИА СПб, РГАВМФ, ЛОГАВ). Н.А.Никулин в 1922 году эмигрировал в Финляндию, а с начала 1930-х годов сотрудничал в Выборге и Хельсинки с известным финским архитектором Уно Ульбергом. Один из знаковых проектов выдающегося выборжанина — церковь Всех Святых в Ристимяки (1934). Закладка церкви Всех Святых стала большим событием для русских православных эмигрантов, волей судеб оказавшихся в Финляндии после революции 1917 года. Сегодня храм сильно руинизирован, однако до сих пор в нем идут богослужения.
Лия Гелиевна Кебке (кандидат архитектуры, Лунд, Швеция) выступила с докладом «Архитектор-авангардист И.П.Антонов: к вопросу о влиянии советского конструктивизма на финский функционализм». Лия Кебке — первооткрыватель эмигрантского периода в творчестве Ивана Павловича Антонова (1887–1967), выборжанина по рождению, известного советского архитектора, чьи работы объявлены памятниками культуры эпохи конструктивизма. Созданные Антоновым локусы городского пространства Свердловска (ныне Екатеринбург) вошли в золотой фонд отечественного авангарда, в том числе легендарный «городок чекистов». В 1933 году архитектор был выдворен из страны и фактически исчез из поля зрения советских коллег. В ходе многолетних архивных разысканий г-же Кебке удалось воссоздать творческую и личную судьбу выдающегося архитектора после его отъезда из СССР. Антонов смог устроиться в мастерскую архитектора Ялмари Ланкинена, где работал 30 лет, создавая для Выборга и ряда городов Финляндии проекты, в которых слышны отголоски свердловского периода его творчества.
Яна Анатольевна Ольшак (аспирант СПбГАСУ, Санкт-Петербург) в докладе «Творческое кредо русско-финского архитектора Ивана Кудрявцева» представила некоторые результаты своего диссертационного исследования биографии и творческого наследия выпускника Ленинградского ВХУТЕИНа Ивана Николаевича Кудрявцева (1904–1995). И.Н.Кудрявцев принадлежал к известной династии архитекторов. Кудрявцев оставил заметный след в советской городской архитектуре 1930-х годов (среди его проектов — постройки в стиле конструктивизма и постконструктивизма: Дом связи и Главпочтамт в Петрозаводске, Выборгская АТС, Дом связи в Мурманске и т.д.), однако сегодня имя зодчего незаслуженно забыто. Как подданный Финляндии зодчий был выдворен из СССР в 1938 году. В Финляндии он ярко заявил о себе в области социального дизайна в стиле знаменитого финского минимализма, а также мемориальной архитектуры, в том числе создал проект церкви Св. Пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки. Храм является ярким примером синергизма русских и финских архитектурных традиций. В реконструкции биографии архитектора Яной Ольшак были привлечены материалы из ГОКУ ГАМО (Госархив Мурманской области) и Архива Национальной библиотеки Финляндии.
Мария Васильева
Посмотреть это видео можно также на нашем канале в Rutube