Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что температура на экспозиции и выставках Музея около 20 °С.

Пушкинский год России начинается… Выставочно-просветительское мероприятие во Всероссийском музее А.С.Пушкина

Здравствуй, Пушкин!
На открытии выставки «Отечество нам Царское Село» во Всероссийском музее А.С.Пушкина
Выступает Сергей Михайлович Некрасов
Афиша знаменитой парижской выставки 1937 года — через год покажем оригинал (съемка с экрана)
Экспонат в Музее Анны Ахматовой: через полгода не станет А.А.Блока и Н.С.Гумилева
«На веки вечные мы все теперь в обнимку…» На фоне Пушкина
Здравствуй, Пушкин!
На открытии выставки «Отечество нам Царское Село» во Всероссийском музее А.С.Пушкина
Выступает Сергей Михайлович Некрасов
Афиша знаменитой парижской выставки 1937 года — через год покажем оригинал (съемка с экрана)
Экспонат в Музее Анны Ахматовой: через полгода не станет А.А.Блока и Н.С.Гумилева
«На веки вечные мы все теперь в обнимку…» На фоне Пушкина

14 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге во Всероссийском музее А.С.Пушкина состоялось выставочно-просветительское мероприятие, посвященное грядущему юбилею поэта.

Расположенный на набережной Мойки, 12, музейно-усадебный комплекс раскинулся вокруг мемориальной квартиры, где поэта не стало. Всероссийский музей (с 26 региональными центрами!) — старейший музей России, ведущий свою историю от первого музея Пушкина, открытого в Императорском Александровском лицее 19 октября 1879 года. Годом позже политический эмигрант из России, знаменитый коллекционер-пушкинист А.Ф.Отто (Онегин) открыл пушкинский музей в своей парижской квартире, — и уже этот факт, без сомнения, делает Дом русского зарубежья им. А.Солженицына полноправным участником празднования 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в 2024 году. В результате революции и Гражданской войны за рубежом оказались многие лицеисты разных лет выпуска (всего было 74 набора), в эмиграции было создано Объединение его выпускников, чьи представители старались сберечь «дух Лицея» и верность лицейскому завету жить «для общей пользы». Свято храня память о Пушкине, своем великом лицейском собрате, многие из них продолжили традицию поэтических приношений ко Дню Лицея — 19 октября. Сергей Михайлович Некрасов, директор ВМП и автор трех книг о «Лицее после Лицея» (две из которых увидели свет в издательстве «Русский путь»),  пригласивший нас к участию в подготовке юбилейных торжеств, предложил заманчивый и перспективный совместный проект — создание выставки о Пушкине «в эмиграции», о многообразном и трепетном сохранении памяти о национальном гении в русском зарубежье, о пушкинистике и пушкиниане на чужбине. Идеологический раскол, национальная смута, смена форм государственного правления — ничто не поколебало любви к Пушкину, поклонения чуду его гения. Пушкин — общее наследие, общий великий предок, и для каждого русского это неоспоримо.

Во дворе Дома на Мойке уже полвека стоит памятник поэту, и программа мероприятия началась хорошо и трогательно с возложения цветов к его подножию. Трогательно — потому что помимо докладчиков минифорума, музейных работников, исследователей, во дворе собрались школьники. Их пригласили на открытие выставки «Отечество нам Царское Село», а после они заполнили зал и, затаив дыхание, внимали выступающим… Ну, это фигура речи, и в мобильниках копались, и болтали, но все равно — хорошая была атмосфера в тот день в концертном зале на Мойке.

Выставку открыл Сергей Михайлович — которого слушать бы и слушать (помните у Георгия Иванова? «Александр Сергеевич, я по вам скучаю… Вы бы говорили, я б, развесив уши, / Слушал бы и слушал», — очень похоже на упоение от блистательных, завораживающих речей директора ВМП). И дети слушали. И девочка лет двенадцати, когда Сергей Михайлович процитировал что-то из знаменитого «19 октября» (1825), зашептала подруге на ухо продолжение строфы… На планшетах были родные лица — право, может ли человек называть себя «культурным», не зная имен пушкинских однокашников?! Их рисунки, их юные лица и портреты уже солидных сановников (далеко не все дожили до седин и орденов, а ведь предполагалось, что выйдет из стен Лицея элита и займет со временем высшие посты), — рассматривать выставку можно было бесконечно, но в программе было обозначено девять докладов, очень насыщенно для предъюбилейной встречи.

Доклады коллег из Петербурга и его дворцовых пригородов (Царского Села — Пушкина и Петергофа) были очень разной тематики, но исключительно интересными, шла ли речь о реставрационных работах в здании Лицея и на даче поэта (С.М.Некрасов) или о Поэте в Петергофе (А.В.Ляшко, Е.А.Новикова-Китаева), об околдовывании Пушкиным детей и подростков в Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А.С.Пушкина ее ошеломительно креативными сотрудниками (М.В.Соломонова), о пушкинских проектах ВМП в соцсетях (О.А.Захарова; просто наберите #пушкинкаждыйдень и #сднемрожденияпушкин) или о региональных центрах ВМП, карта которых впечатляет действительно всероссийским размахом (И.В.Розина). Заслушаться можно было и Александра Михайловича Резанова, директора Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина (Большие Вязёмы — Захарово), который просто, с легким юмором изложил сценарий культурологического блокбастера о создании музея, и почему никто такое кино не снимает! В кулуарах Александр Михайлович рассказывал то, что не говорят на экскурсиях и с высоких трибун, но теперь эти детали уже навсегда врезались в память. А когда он вспомнил особенно изумительные моменты киносъемок в музее, стало отчетливо ясно, каким высоким искусством было бы кино, если бы его творцы прислушивались к консультациям специалистов.

Еще одним замечательным гостем стала Екатерина Николаевна Калиниченко из Донецка, директор Художественного музея Арт-Донбасс, рассказавшая, как «Пушкинский день» прошел в их музее превращение от идеи в традицию. Оказалось, что в тяжелых условиях жизни, без света, без нужного количества красок и холстов, художники много и плодотворно работают — залы музея огромны и светлы, хотя и находятся под землей, они все заполнены работами художников Донбасса. Неожиданно для самих себя сотрудники музея обнаружили, что едва ли не все художники обращаются к пушкинской теме. Для себя, не ради славы, рисуя, в частности, портреты Пушкина: им всем нужен свой Пушкин (как точен все же Георгий Иванов: «Александр Сергеевич! Я по вам скучаю»)! Открыв этот феномен, сотрудники музея сразу стали спрашивать: покажите, что у вас есть пушкинское. Таких историй — не только пушкинских — у Екатерины Николаевны великое множество, и по окончании мероприятия она столько всего рассказывала и показывала, ее телефон переполнен фотографиями людей и картин, невозможно оторваться.

С Мойки мы прогулялись с нею на Фонтанку, в Музей Анны Ахматовой. И красивая элегантная дама, с маникюром и на каблучках, посвятившая меня на сияющем, многолюдном и расслабленном Невском в подробности жизни в Донецке (электричества нет, дети учатся дома, вода по расписанию — опуская здесь самое страшное), радостно заглядывавшаяся на витрины фешенебельных бутиков, в мемориальных комнатах, где жила великая поэтесса, загрустила, тонко уловив великое одиночество, бедность и оставленность гения во все времена. И как-то все в этот день соединилось в единстве русской судьбы. Русской — то есть пушкинской.

Автор этих строк рассказала о Пушкине в русском зарубежье — тезисно, конечно, ведь тема эта велика и многообразна. К тому же над ней предстоит работать весь следующий юбилейный год, который пройдет под знаком Поэта: 2024 станет Годом Пушкина в Доме русского зарубежья.

Из классики литературного зарубежья:

«Когда он вошел в меня? Я слышал о нем с младенчества... <…> Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то, среди чего и чем я жил!» (И.Бунин).

«Может быть, настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинный пушкинский день еще придет. Это очень большой вопрос и для всей русской культуры очень важный» (Г.Адамович).

«Пушкин — чудо России. Он единственный воистину любимый... кому мы поклоняемся и знаем, что должны поклоняться» (Н.Тэффи).

«Он — сложный. Но он — сущность наша. Но… не могу установить, — что это — и в чем главное, у него: “и милость к падшим призывал”? Ведь тут ключ к сущности нашей культуры: милосердие, сострадание к человеку, к душе человека, — ведь это в главном русле нашей духовности и душевности, это основа нашей культуры, святая святых, от истоков, от Слова Божия» (И.Шмелев).

«А какое наслаждение для мечты русского проникнуть в мир Пушкина!» (В.Набоков).

Татьяна Марченко

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок