Пушкинская конференция в Нижнем Новгороде

Приветственное слово Ж.В.Никоновой, ректора НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, на открытии конференции
Выступление С.Б.Королевой, сопредседателя оргкомитета конференции

Выступление заместителя директора Государственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова Г.А.Дмитриевской

Арсений Ипполитов рассказывает о творчестве композитора Бенджамина Бриттена

Выступление коллектива Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки: Аида Ипполитова (сопрано) и Анастасия Богданович (фортепиано)

Пленарное заседание ведет М.А.Александрова, председатель оргкомитета конференции
Ю.Е.Павельева на Пушкинской конференции в НГЛУ им. Н.А.Добролюбова
Приветственное слово Ж.В.Никоновой, ректора НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, на открытии конференции
Выступление С.Б.Королевой, сопредседателя оргкомитета конференции

Выступление заместителя директора Государственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова Г.А.Дмитриевской

Арсений Ипполитов рассказывает о творчестве композитора Бенджамина Бриттена

Выступление коллектива Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки: Аида Ипполитова (сопрано) и Анастасия Богданович (фортепиано)

Пленарное заседание ведет М.А.Александрова, председатель оргкомитета конференции
Ю.Е.Павельева на Пушкинской конференции в НГЛУ им. Н.А.Добролюбова

15–17 февраля 2024 года в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А.Добролюбова прошла II Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Рецепция личности и творчества А.С.Пушкина в русской и мировой культуре (XIX–XXI вв.)»

Пушкинские юбилеи всегда были и остаются мощным стимулом для организации различных научных и культурных мероприятий. Почитателей таланта великого поэта и исследователей его творчества, к счастью, не становится меньше, а значит, всем известное поэтическое высказывание Давида Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, / Метелям не задуть свечу» — не теряет своей актуальности и сегодня.

Главным вдохновителем и основным организатором нижегородской конференции выступила международная научно-исследовательская лаборатория «Фундаментальные и прикладные исследования аспектов культурной идентификации» НГЛУ им. Н.А.Добролюбова. Сотрудники НИЛ отметили, что Нижний Новгород является одним из центров современного пушкиноведения и музееведческой пушкинистики, и сформулировали идею конференции: «…Вся послепушкинская эпоха свидетельствует о том, что в “большом историческом времени” (М.М.Бахтин) личность и творчество Пушкина раскрываются с самых разных сторон. Для актуализации великого наследия оказалась продуктивна не только рефлексия культуры о пушкинском мире как “потерянном рае” (М.О.Гершензон), но и разнообразные творческие попытки оспаривания ценностей этого мира, опыт “пушкиноборчества”».

На открытии конференции с приветствием к ее участникам обратилась ректор НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, доктор филологических наук, профессор Ж.В.Никонова, выступила начальник НИЛ «Фундаментальные и прикладные исследования аспектов культурной идентификации», доктор филологических наук, доцент С.Б.Королева. В своем приветственном слове заместитель директора Государственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова Г.А.Дмитриевская привела известную строку из стихотворения нижегородского поэта и пушкиниста Геннадия Бедняева: «Мы все по Пушкину родня».

На открытии конференции состоялось выступление коллектива Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки. Вокальный цикл Бенджамина Бриттена «Эхо поэта» (шесть стихотворений Пушкина для высокого голоса и фортепиано, опус 76) исполнила заслуженная артистка РФ, лауреат международных конкурсов и премии города Нижний Новгород, солистка Нижегородского театра оперы и балета Аида Ипполитова (сопрано) в сопровождении лауреата международных конкурсов и премии правительства России, доцента Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Анастасии Богданович (фортепиано). О творческом наследии композитора рассказал концертный исполнитель, музыкальный педагог, лауреат международных конкурсов Арсений Ипполитов.

Нижегородская конференция прошла в смешанном формате: офлайн и онлайн. На конференции выступали ученые из Беларуси, Германии, Хорватии и различных российских городов: Архангельска, Коломны, Москвы, Нижнего Новгорода, Обнинска, Омска, Пскова, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Челябинска.

Дом русского зарубежья им. А.Солженицына в Нижнем Новгороде представляла Ю.Е.Павельева. На пленарном заседании конференции она рассказала о «пушкинской традиции», сформировавшейся в ДРЗ и об основных мероприятиях, проходящих в Доме в год пушкинского юбилея. Центральная часть доклада ведущего научного сотрудника ДРЗ была посвящена теме: «“Пушкинская линия” в творчестве А.Солженицына». Ю.Е.Павельева отметила, что нобелевский лауреат сам неоднократно указывал на свои литературные идеалы. В стихотворении «Триумвирам» первым он выделил А.С.Пушкина, которого в публицистических высказываниях назвал «путеводной звездой» в мире литературы.

Пушкинские традиции в творчестве Солженицына прослеживаются как на уровне стилистики, так и на уровне идейно-тематического комплекса. Стилистический анализ произведений Солженицына открывает перспективы осмысления поисков писателя в русле литературно-художественного наследия Пушкина. Ирония как одна из основных примет стилистики Солженицына апеллирует к стилистическим новшествам, открытым Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила». Предположение об использовании Солженицыным принципа стилистического поиска Пушкина, но уже не в поэзии, а в прозе, позволяет отметить творческое переосмысление пушкинского наследия — по формуле Солженицына: «Не возврат, а развитие».

Тема милосердия как одна из определяющих позднее творчество Пушкина также нашла отражение в творчестве Солженицына. Выделяя пушкинскую строку: «…Милость к падшим призывал», Солженицын называет ее не просто художественным высказыванием, а философией. Творчество автора «Архипелаг ГУЛаг», рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» и других позволяет увидеть особенности преломления «пушкинского» конфликта, значение которого имеет для писателя XX века статус высокой важности.

Наконец, рассуждения историков и философов середины XX века о том, что Солженицын, как и Пушкин, сумел найти синтез двух культур: «народно-московской и дворянско-европейской», позволяют объединить две фигуры, формировавшие в разное время облик русской литературы, в вопросе о «страсти служения отчизне»: деятельные герои Солженицына встраиваются в линию пушкинских героев, для которых благо родины, освещенное идеей милосердия, является высшим нравственным ориентиром.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок