Представление проектов Дома русского зарубежья в Париже

Светлана Дубровина, Татьяна Питоева и Владимир Москвин
Светлана Дубровина и Татьяна Питоева
Светлана Дубровина, Татьяна Питоева и Владимир Москвин
Светлана Дубровина и Татьяна Питоева

28 марта 2024 года в Русском духовном и культурном центре в Париже состоялась презентация книги Светланы Дубровиной «Жорж Питоев — французский режиссер из России», посвященной одному из участников знаменитого французского театрального содружества 1920–1930-х годов «Картель четырех». Жорж Питоев, родившийся в Тифлисе, начинавший творческий путь актером в театре В.Ф.Комиссаржевской, создавший свой первый театр в Петербурге, в начале 1920-х годов обрел театральный дом в Париже, где ставил спектакли в Театре Елисейских полей, Театре искусств, Театре Матюрен. Благодаря ему французская публика открыла много зарубежных авторов и произведений, он ставил пьесы Х.Ибсена, Б.Шоу, Л.Пиранделло, Ю.О’Нила и, конечно, очень много русских авторов, прежде всего А.П.Чехова. Питоев был гениальным посредником между русской и французской культурами, умевшим, как сказал Ж.-Ж.Бернар, «мыслить русское на французском». На встрече автор книги подчеркнула русский сюжет жизни и творчества театрального деятеля, рассказала о его переписке с друзьями из эмиграции и из Советской России, об откликах в эмигрантской прессе на его постановки, о его сотрудничестве с русскими актерами.

Ведущей вечера выступила директор Русского духовного и культурного центра в Париже Анна Котлова, которой Дом русского зарубежья выражает искреннюю благодарность за радушный прием, прекрасную организацию и проведение мероприятий.

На следующий день в Русском духовном и культурном центре состоялся вечер «Наследие сестры Иоанны Рейтлингер во Франции, в России, в Узбекистане». Творчество иконописца сестры Иоанны Рейтлингер (1898–1988), работы которой хранятся в Доме русского зарубежья, до сих пор незаслуженно мало известно в России и за рубежом. Ее творческий путь очень цельный — уже в начале 1920-х годов она поняла свое призвание к иконописи, но биография и «география» ее жизни столь многообразна, что это осложняет собирание и изучение ее наследия как единого пути через первую встречу с отцом Сергием Булгаковым в Крыму, пражские годы (1922–1925), работу в Париже с 1925 по 1946 год, снова пребывание в Праге в 1946–1955 годах и, наконец, очень плодотворный ташкентский период 1955–1988 годов. На встрече Светлана Дубровина представила жанровое разнообразие работ сестры Иоанны, сохранившихся во Франции, в России, в Чехии, Словакии и в Узбекистане: монументальные росписи церкви Иоанна Воина в пригороде Парижа Медоне, ныне размещенные в зале открытого хранения Музея русского зарубежья, росписи часовни святого Василия Великого в Лондоне, иконы, портреты, пейзажи, рисунки в альбомах путешествий, иллюстрации к детским книгам, эскизы, над которыми художница постоянно работала в поисках точной линии.

Вечер, посвященный наследию сестры Иоанны, прошел 1 апреля и в Русском культурном центре Александра Солженицына в Париже, расположенном в издательском доме «YMCA-Press» на улице Святой Женевьевы. Многие годы русским парижским издательством «YMCA-Press» руководил Н.А.Струве, один из основателей Дома русского зарубежья, и именно он спас и сохранил росписи сестры Иоанны Рейтлингер, сделанные на фанерных панелях, перед разрушением здания церкви Иоанна Воина в Медоне. В 2003 году Никита Алексеевич передал эти бесценные работы в Дом русского зарубежья, и они стали одним из первых больших вкладов в музейное собрание Дома. Поэтому рассказ о наследии художницы в стенах «MCA-Press» был особенно волнительным, на вечере были в том числе показаны неизвестные фотографии семьи Струве, дружившей с сестрами Юлией и Екатериной Рейтлингер в Праге, из фотоальбома, недавно переданного Дому русского зарубежья в дар Александрой Кист, вдовой племянника художницы (Ташкент). Вечер провела многолетняя сподвижница Н.А.Струве Татьяна Викторова, при участии Даниила и Меланьи Струве.

Рассказы о двух таких разных представителях русской эмиграции, Жорже Питоеве и сестре Иоанне Рейтлингер, были приняты французской аудиторией с большим интересом, прозвучало много вопросов и возникли новые проекты по сохранению наследия замечательной художницы и иконописца.


Светлана Дубровина

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок