24 апреля 2024 года в Доме русского зарубежья открылась выставка «Ars sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-х годов. Живопись, графика, скульптура, предметы ДПИ, фотография, архивные документы».
Поиск новой сакральности в живописи первой половины ХХ века представлен на выставке как именами прославленных художников эпохи, так и менее известными, и даже впервые выставленными в музейном пространстве авторами: Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Александра Коновалова, Павел Корин, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Андрей Рябушкин, Дмитрий Стеллецкий, Василий Чекрыгин, Алексей Щусев и другие.
Открывая выставку, которая проходит в рамках многочастного проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX–XX веков на мировой художественный процесс», директор ДРЗ Виктор Москвин отметил, что представленных на выставке художников объединяет любовь к России, к русской истории и верность православной вере. Он поблагодарил всех создателей выставки, куратора Любовь Агафонову, частных коллекционеров, предоставивших для выставки свои работы, Музей музыки, Фонд Николая Каретникова и Фонд священника Павла Флоренского, а также Фонд наследия русского зарубежья.
«На краю катастрофы», по словам куратора выставки Любови Агафоновой, незадолго до начала революции и Гражданской войны, русские художники обращались к древней славянской мифологии и к истокам православной Руси в стремлении найти духовную опору. Три основных направления этих поисков показаны на выставке: образы древней Руси в работах Михаила Нестерова, Павла Корина (единственный в частных коллекциях эскиз к работе «Александр Невский»), Дмитрия Стеллецкого; образы мифологизированного христианства в работах Николая Рериха, Петра Фатеева, Бориса Смирнова-Русецкого (работы последнего впервые представлены в музейном пространстве); новая космология Василия Чекрыгина и Льва Жегина — в этом разделе также представлена скульптура Сергея Коненкова «Ангел пустыни».
Художник-оформитель проекта Андрей Коненков, театральный художник по своей основной профессии, замечательно преобразовал пространство выставочного зала с помощью набивных ситцев, когда-то так вдохновлявших Ивана Билибина, и богатой парчи, отсылающей к искусству Византии. «Эта выставка, — сказал он, — большой подарок для всех нас к Пасхе. Она очень теплая, пронизана любовью».
Надежным партнером Дома русского зарубежья давно является Российский национальный музей музыки. Для этой выставки Музей музыки предоставил несколько ценных работ М.Нестерова и В.Васнецова. На церемонии выступила главный хранитель Музея музыки Анна Кузнецова, которая поздравила всех любителей искусства с открытием новой выставки.
Директор Фонда Николая Каретникова Антон Каретников рассказал о проекте «Musica sacra nova» и обратил внимание на отражение синкретических процессов в искусстве и философии начала ХХ века, выход к новой сакральности в музыке и живописи эпохи.
В самые сложные, драматические периоды в жизни страны русское искусство традиционно обращалось к национальной истории, фольклору и мифологии, к общему прошлому народа, его памяти, чтобы открыть новые источники силы и вдохновения. Выставочный проект Дома русского зарубежья продолжает эту славную традицию.
Светлана Дубровина
Фото С.Б.Бессмертного
СМИ: