В издательстве «Русский путь» вышла книга «Искусством “радовать глаз и утешать душу”: Переписка Евгения Климова с Александром Бенуа. 1938–1959».
Алексей Евгеньевич Климов — один из самых верных друзей Дома русского зарубежья им. А.Солженицына. Он передал нам ряд уникальных реликвий, связанных с именем его отца — реставратора, художника, искусствоведа Евгения Евгеньевича Климова (1901–1990). Здесь и картины, и рисунки, и большой, очень ценный архив.
Большую часть жизни Евгений Климов провел в Канаде, где оказался после Второй мировой войны. Но всю жизнь он служил России, в публицистических статьях отстаивал самобытность и величие русского искусства, реставрировал иконы, в том числе и знаменитую Тихвинскую Богоматерь. А когда стало возможным, начал дарить на родину бесценные произведения российских мастеров, сбереженные им в изгнании.
Это дело продолжает и Алексей Евгеньевич. И вот только что состоялось издание переписки Евгения Климова и великого энциклопедиста, театрального оформителя, создателя журнала «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа (1870–1960). Книгу подготовил Алексей Климов и искусствовед, кандидат культурологии Марина Константинова Крышталева. Представлены письма с 1938 по 1959 год.
Надо сказать, что читателя встретят источники, не только хранящиеся в фондах Дома русского зарубежья. Составители проделали огромную работу и привлекли письма из архивов Государственного музея-заповедника «Петергоф», отдела рукописей Государственного Русского музея, Российского государственного архива литературы и искусства, а также двух американских центров: Техасского университета и Бостонской публичной библиотеки. Таким образом и было составлено это издание.
Климов вступил в переписку с Александром Бенуа еще в 1938 году, будучи выпускником Латвийской академии художеств. Он отправил почтой знаменитому мастеру свой альбом литографий, созданных в Печерском крае в Эстонии, в основном посвященный жизни на этой земле русских староверов. Восторженный отзыв мэтра стал для него полной неожиданностью.
Переписка их продолжалась двадцать с небольшим лет. Конечно, страшное время, в котором они жили, война с нацистами не могла не оказать влияние на их слова и мысли. Но, несмотря на все происходящее, они все же обдумывали будущее русского искусства и оба верили в него. Даже такой убежденный европеец, как Бенуа.
Художники обсуждали казавшуюся многим гибель искусства, особенно после таких страшных испытаний. Оба скептически относились к новым, современным веяниям, особенно к абстракции и модернизму. Бенуа писал Климову об убогости парижской рекламы, а тот отвечал ему своими нелестными впечатлениями от многочисленных плакатов, закрывавших здания на американских улицах. Но все равно оба черпали силы в работе и в неувядающем наследии великих старых мастеров.
Такие книги очень нужны сегодня. Потому что перед нами пример подлинной любви к прекрасному и подлинного патриотизма.
Виктор Леонидов
