12–13 октября 2020 года в Доме русского зарубежья проходил Международный форум к 150-летию И.А.Бунина «Классик и современник» из цикла «Литература русского зарубежья: прошлое и настоящее». В рамках форума А.К.Жолковский записал небольшую лекцию «О двух нарративных приемах Бунина (эффект воронки; соавторство персонажей)», которую мы предлагаем вашему вниманию.
К участию в Бунинском форуме мы пригласили исследователей, переводчиков, преподавателей из разных стран. В полной мере международный и междисциплинарный, наш форум в год столетия Русского исхода, в сложные времена обусловленного новым вирусом lockdown’а людей и стран, в эпоху невероятно противоречивой экономической и политической ситуации в мире стал площадкой для радостного, свободного общения и обмена мнениями профессионалов. Увлеченные поиском слов и смыслов, участники рассказывали о своем понимании бунинского творчества, о книгах писателя в переводе на разные языки и размышляли о до сих пор не осуществленном проекте научно-критического, академического издания прозы писателя.
Сразу несколько докладов и открытый урок комментированного чтения Натальи Кулибиной были посвящены «Темным аллеям» — и отдельным рассказам, и прославленному циклу в целом. Входящий в его состав рассказ «Визитные карточки» был ювелирно разобран Александром Жолковским (Сан-Франциско) в той мало кому подвластной технике, когда научный анализ, искусство интерпретации и случай из личной жизни заставляют ахнуть над новыми безднами (конечно, полными звезд), внезапно открывающимися в хорошо знакомых, давно хрестоматийных текстах.
Разница в двенадцать часов не позволила Александру Константиновичу выйти в эфир в реальном времени, но он любезно прислал нам запись своего выступления. Профессор и писатель, лингвист и литературовед, необычайно живой и остроумный рассказчик, он подобрал свой ключик к бунинскому тексту и блестяще проиллюстрировал название нашего форума — «Классик и современник». И своей лекцией, в которой от академического дискурса летели искры вдохновенной импровизации, завершил Бунинский форум, доказав безусловно: Бунин — классик. Но какой современный!
«Визитные карточки» написаны осенью 1940 года и вошли в состав уже первого, нью-йоркского издания «Темных аллей» (1943). Рассказ представляется Александру Жолковскому ярчайшим образцом любовной прозы зрелого Бунина: «Он покоряет внешней бесхитростностью, а на самом деле виртуозным совершенством любовного нарратива. Его сложная простота, полная загадок, само наличие которых ускользает от неискушенного читателя, взывает о детальном анализе».
Т.В.Марченко