Лекция Татьяны Марченко в рязанском Музейном центре им. А.И.Солженицына

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник накануне нового 2024 года открыл ряд экспозиций в новом здании и запланировал научные встречи с российскими исследователями, работающими в самых различных областях. Музею очевидно предстоит играть ключевую роль в культурно-просветительской жизни города, это становится очевидным при знакомстве с новым пространством комплекса: от палеолита до межгалактических просторов, от артефактов древней Рязани к «Российской империи» (эту выставку подготовил к открытию ГИМ).

Частью РИАМЗ является Музейный центр им. А.Солженицына, разместившийся на Николодворянской улице в Доме М.Е.Салтыкова-Щедрина (купца Морозова) –– здании с богатой историей, являющемся объектом культурного наследия. С самого открытия в 2019 году Дом русского зарубежья –– верный партнер этого музейного центра.

19 января 2024 года в актовом зале Музейного центра им. А.И.Солженицына заведующая отделом культуры российского зарубежья ДРЗ Татьяна Вячеславовна Марченко прочитала лекцию «От Толстого до Набокова: Нобелевская премия по литературе в документальных источниках».

Александр Исаевич, покинувший Рязань за год до присуждения ему международной премии по литературе, не единственный нобелиат, тесно связанный с рязанской землей. В городе бережно хранят память о физиологе И.П.Павлове — лауреате Нобелевской премии 1904 года, городская усадьба Павловых — великий ученый вышел из многодетной семьи священника — теперь музей живой старины и научных открытий. В сентябре минувшего года в ДРЗ была открыта выставка «Рязань Натальи Климовой» — уроженка этого древнего города на Оке, она стала прототипом романной дилогии Михаила Осоргина; писатель, в свою очередь стал героем кандидатской диссертации Т.В.Марченко (1994), первой в стране научной работы об этом представителе литературного зарубежья. А.И.Солженицын, выдворенный из страны в 1974 году, вернулся в Россию и вернулись его книги, созданы музеи, активно изучается его творчество. Многоюбилейный получился визит.

Пятничным вечером, когда метель сменилась крещенской стужей, аудитория на удивление заполнилась; среди слушателей — руководители и научные сотрудники рязанских музеев, архива, университета. Знающая, заинтересованная, неравнодушная публика –– выступать перед ней не только большая ответственность, но и подлинное удовольствие. Рязанцам, как это всегда бывает, особенно интересно было услышать о тех писателях, кто причастен их земле. И хотя Константин Паустовский был номинирован всего дважды и после присуждения Нобелевской премии Михаилу Шолохову шансов не имел, к тому же певца Мещеры скоро не стало, но тем не менее эпизод его выдвижения и обсуждения Нобелевским комитетом не был проходным. Замечательно, что Рязань и Солотча дают ключ к пониманию того энтузиазма, который вызывали у сдержанных шведов произведения К.Г.Паустовского. Сложные политические контроверзы, сопровождавшие обсуждение кандидатур Бунина и Горького, Шолохова и Пастернака, при обращении читателей и критики к книгам Паустовского сменились простым и человечным разговором о жизни, о природе, о труде, — о том, что в середине минувшего столетия показалось необычайно новым и важным, при всей вечности и традиционности затронутых писателем тем. Невеликий писатель — но очень человечный, с большой симпатией заметил о нем нобелевский эксперт.

Лекция показалась слушателям только увертюрой к большому циклу, готовность прослушать который они выразили с большим энтузиазмом. Не хотелось расставаться с рязанцами и лектору — после необычайно насыщенных дней знакомства с городом, его музеями (помимо упомянутых — художественный музей им. И.П.Пожалостина и Рязанский Кремль), сотрудниками музеев — замечательными рассказчиками об их сокровищах. Увидеть современные Рязань и Солотчу в контексте истории и литературы нам помог гений места — Д.Ю.Филиппов, заместитель директора по научно-методической работе Государственного архива Рязанской области, автор рязанского тома «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». Всем рязанским коллегам-музейщикам, знатокам и подвижникам наш низкий поклон за их труды и увлекательные рассказы.

Т.В.Марченко подарила библиотеке центра свои книги, посвященные Бунину  и Шмелеву  и выпущенные Домом русского зарубежья в 2020–2023 годах; внушительными были и ответные книжные дары. Можно сказать, что это была рекогносцировка на местности отдела культуры российского зарубежья ДРЗ, поскольку отдел представляла не только его заведующая Т.В.Марченко, но и ведущий научный сотрудник П.А.Трибунский, очень продуманно организовавший этот исключительно насыщенный визит. Отдел культуры российского зарубежья, научные сотрудники которого — авторитетные специалисты по русскому зарубежью, готов к самому тесному сотрудничеству с РИАМЗ, прежде всего с Музейным центром им. А.И.Солженицына. Лекции, выставки, презентации книг: проект «Отражения»  готов стать всероссийским.

Т.В.Марченко

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок