Юрию Петровичу Любимову — 95 лет!

30 сентября 2012 года, в день Веры, Надежды, Любви и премудрой Софии, выдающемуся режиссеру, основателю Театра на Таганке, давнему другу Дома русского зарубежья им. А.Солженицына Юрию Петровичу Любимову исполнилось 95 лет.

Юбилеи Юрия Петровича Любимова — всегда события! Не потому, что поздравить легендарного режиссера собираются именитые гости из разных стран мира, на экраны выходят телефильмы, появляется множество публикаций. Главное — Мастер готовит на том или ином этапе своего жизне-творчества особо значимую премьеру. К 85-летию был «Фауст» со второй частью, сценическая версия которой не удавалась многим режиссерам. К 90-летию Любимов представил хрестоматийную пьесу А.Грибоедова в необычном сценическом варианте: дамы на пуантах, сцена в кисее, все легко, даже Скалозуб почти франт, а драма Чацкого от всего этого «гламура» — еще определеннее. «Горе от ума — горе ума — горе уму» — такое название, собравшее воедино все варианты из черновиков Грибоедова, дал Любимов спектаклю — и здесь, конечно же, угадывались обертоны личностного мироощущения режиссера.

Особенно драматично складывалась ситуация в преддверии 95-летнего юбилея Любимова. И в обществе, где все, говоря словами классика, «переворотилось» и не спешит «укладываться», и в Театре на Таганке, которому Любимов отдал большую часть жизни. На родной сцене он задумал отметить свой юбилей постановкой «Бесов» Ф.М.Достоевского. Не случилось. Судьба распорядилась посвятить этот спектакль актерам Таганки, а постановку осуществить на другой сцене — в Театре имени Вахтангова. Символично, ведь этот театр — альма-матер актера и режиссера Любимова. Более того, именно из студенческого театра Вахтанговской «Щуки» возникла любимовская Таганка. И вот, пройдя исторический круг в 48 лет, на подходе к Вахтанговскому она и завершилась.

Но продолжилось восхождение Мастера — Любимова. Спектакль «Бесы» с вахтанговскими актерами помог понять: быть статистом или актером с большой буквы даже в массовой сцене — для исполнителя — испытание профессионализма. Удивительно, как полнокровно живет в спектакле так называемая массовка — у каждого человека, захваченного бесовскими вихрями жизни-истории, свой пластический рисунок, выразительно представляющий тот или иной характер: изворотливый, «стушевавшийся», официозно-заштампованный, подпольно-озлобленный, наивно-восторженный... При этом весь актерский ансамбль вместе с главными персонажами Ставрогиным, Верховенскими, Шатовым — нерасторжимое целое. Это взаимодействующие голоса единой драматургической партитуры. И музыкант за роялем — не тапер, а едва ли не главное действующее лицо. Как тут не вспомнить М.Бахтина, определившего роман Достоевского как полифонический, как многоголосие идеологических (смысловых) голосов — персонажей.

Единства слова, музыки, пластики, художественно-светового решения Любимов добивался и в Таганских музыкально-поэтических композициях, и в постановках оперных спектаклей на прославленных сценах мира. А их в творческом багаже мастера — 34! Так что будущая премьера оперы «Князь Игорь» Бородина в Большом театре — не дебют, продолжение поисков максимальной сценической выразительности в таком тяжеловесном, «костюмном» жанре, как опера (авангардные выверты с тулупами в дворянских гостиных и дубовыми столами во всю сцену — увы, по-моему, тоже костюмный вариант).

Любимов — за обновление, основанное на четком знании первоисточника — партитуры. А Бородин-то кроме клавира (мелодий вокальных партий и инструментальных фрагментов в фортепианном изложении) ничего не оставил. Оркестровые голоса сочиняли другие. Значит, может предложить свою оркестровку и современный композитор. На этот раз — Владимир Мартынов, автор музыкальной составляющей словесно-музыкально-пластических партитур многих спектаклей Любимова.

Вот такой сюрприз почтенной публике и знатокам оперной сцены готовит Мастер в завершение своего юбилейного года! Конечно же, у Юрия Петровича есть планы и на следующую творческую «пятилетку». Оперетта? Мюзикл? Сюрприз!

Пожелаем Мастеру осуществления всех творческих планов, здоровья, доброжелательной обстановки в коллективах, с которыми он будет работать. (А предложений множество, в том числе и зарубежных.) Всего этого и многого другого желали ему на юбилейном вечере в Театре им. Е.Вахтагнова коллеги, зрители, представители Московского правительства и Министерства культуры, нынешнего и прошлых лет, друзья (художественный руководитель театра Р.Туминас, актеры этой прославленной сцены, среди которых были Г.Коновалова, Ю.Борисова, В.Лановой и другие выдающиеся мастера, представители Большого театра и, конечно же, давние друзья Таганки: А.Авдеев, В.Лукин, Н.Сванидзе, Б.Мессерер, Н.Солженицына, В.Москвин и многие другие).

Добрые пожелания Юрию Петровичу Любимову пришли от Марии Александровны и Никиты Алексеевича Струве.

А в поздравлении от Дома русского зарубежья им. А.Солженицына звучало и приглашение к продолжению встреч в дружеском Юрию Петровичу Любимову Доме на Таганке.

Тамара Приходько

 

------------------------------------------------------------------------

 

Глубокоуважаемый и дорогой Юрий Петрович, от всего сердца поздравляем Вас со знаменательным днем рождения и желаем Вам продолжать являть России Ваш удивительный, не имеющий себе равных, театральный дар. Поздравляем сердечно и Каталин с рожденником.

Ваши Мария и Никита Струве

 

------------------------------------------------------------------------

 

Дорогой Юрий Петрович!

От всего сердца поздравляем Вас с Днем рождения!

Учредители Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, наши зарубежные соотечественники, московские друзья Дома на Таганке желают Вам долгих творческих лет, новых театральных премьер, счастья!

Нам очень повезло быть Вашими соседями на Таганском холме, посчастливилось общаться с Вами, быть зрителями созданных Вами спектаклей, которые определили вектор не только театрального, но культурно-социального прогресса в годы, когда каждое живое слово и творческое начинание с трудом пробивало дорогу к сердцам и умам людей.

Восхищаемся Вашей творческой энергией, прозорливостью, мудростью, бескомпромиссностью. Незабываемы встречи с Вами и в Доме русского зарубежья, который, надеемся, стал и Вашим домом. Всегда рады видеть Вас и Каталин в числе самых почетных и дорогих гостей Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.

Директор В.А.Москвин


композитор В.Мартынов и Ю.Любимов сцена из спектакля « Бесы»
Каталин Любимова
Петр Любимов у стенда с детскими фото отца


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок