ОКНО в ПАРИЖ «Людмила Скубко-Карпас. Живопись. Графика». Арбатская француженка в Париже.

арт-релиз.рф

Ярким выставочным проектом сезона стала выставка «Окно в Париж» в Доме русского зарубежья, представившая разнообразные сюжетные линии живописца и графика Людмилы Львовны Скубко-Карпас (1923-2012).

Эта выставка увидела свет в сложный период мировой пандемии, когда музейные и выставочные институции были вынуждены отказать от очных визитов посетителей и переходить в виртуальный режим. Экспонаты и развернутые сведения о выставке представлены на сайте Дома русского зарубежья.

Несмотря на значительный временной промежуток работы выставки, охватывающий период с 16 марта по 31 июля 2020 г., она оказалась скованной ситуацией карантина и была закрыта для публики вскоре после открытия. В связи с этим выставка не прозвучала в полной мере, но стала свидетелем эпохи, ведь подобную участь, в эту нелегкую пору, постигли выставки в ведущих музейных институциях от Лувра до Третьяковки.

В настоящее время Людмила Скубко-Карпас является одним из тех мастеров советского искусства, творчество которых востребовано в кругу профессионалов и вызывает растущий интерес публики. Художник занимал собственную нишу в разветвленной иерархии мастеров советского изобразительного искусства, отличную от магистральной линии соцреализма и пришедшего ему на смену «сурового стиля». При этом Людмила Скубко-Карпас еще более далека была и от изысканий, в том числе ментальных, нонконформистов, мастеров Лианозовской группы, волны второго авангарда.

Основу творческого метода Людмилы Скубко-Карпас составил импрессионизм, на который она опиралась в собственных художественных поисках, осуществляемых ей в лоне реалистического стиля. Импрессионизм как живописное явление не был под прямым запретом советской идеологии, к нему с удовольствием обращались обласканные властью «гуру», академики, авторы «ленинианы» и «сталинианы», воспевавшие советских вождей: Александр Герасимов, Федор Модоров, Дмитрий Налбандян и другие, увенчанные наградами академики.

В отличие от названных выше художников Людмила Скубко-Карпас была далека от политизированных сюжетов, воплощавших идейную концепцию советского строя и поднимавших дух советских граждан. Тонкой творческой натуре Людмилы Скубко-Карпас, преданной семье, верной супруги и чуткой любящей матери двух сыновей, очевидно, претила мысль о планомерной карьере в художественной среде, которая могла бы поднять ее по ступенькам к официальным званиям и регалиям.

Однако возможно именно эта осознанная отстраненность от карьерного принципа построения творческого пути, отсутствие жажды признания официальными структурами, позволили Людмиле Скубко-Карпас выполнять свидетеля эпохи; летописца, запечатлевшего советское общество без прикрас, но и без пессимистических критиканских нот, таким, каким оно представало в жизни творческой элиты и научной интеллигенции, и сотен советских граждан.

Произведения Людмилы Скубко-Карпас удивительно светлые по внутреннему настрою автора. Вне зависимости от жанра, в котором работает мастер, работы лирические и поэтизированные, мироощущение мажорное. Людмила Скубко-Карпас чужда патетики и напыщенности, ее картины, как правило, имеют достаточно простую, легко читаемую зрителями сюжетную основу – цветочные натюрморты, пейзажные мотивы, портретные образы. При этом следует отметить, что произведения написаны с высоким профессиональным мастерством, а манера мастера достаточно индивидуальна и узнаваема. В контексте эпохи, по жанровой и сюжетной основе работ, Людмила Скубко-Карпас сопоставима с Матильдой Булгаковой, мастером цветочного натюрморта.

Творческое наследие Людмилы Скубко-Карпас постепенно находит публику благодаря достаточно обширному количеству публикаций, посвященных мастеру, и выставочных проектов, выделяющих различные грани ее творчества. Инициатором и координатором проектов, связанных с исследованием творчества Людмилы Львовны Скубко-Карпас, является ее старший сын Юрий Скубко – кандидат искусствоведения, ученый-африканист. Благодаря беззаветной преданности сына наследию матери, его кипучей творческой энергии и организаторским способностям появился ряд издательских и выставочных проектов, освещающих различные грани ее творчества.

Вокруг мастера формируется круг ценителей, которые ждут новых встреч с ее живописными и графическими картинами. В последние годы работами Людмилы Скубко-Карпас публика могла любоваться на таких заслуженно любимых московской публикой выставочных площадках, как залы Товарищества живописцев на Тверской-Ямской, «Открытый клуб» на Спиридоновке, Дом-музей Марины Цветаевой, Государственный музей востока (ГМВ), Институт Африки Российской академии наук (РАН) и другие, включая последний выставочный проект в «Доме русского зарубежья».

И вот новый виток, представивший живопись и графику Людмилы Скубко-Карпас в Доме русского зарубежья, который славится изысканными выставочными проектами, удивляющими и трогающими за живое искушенную московскую публику. Выставка призвана осветить ту тонкую и вполне зримую нить, которая связывала Людмилу Скубко-Карпас с французской художественной культурой, с Парижем – городом-магнитом притяжения для мастеров искусства многих поколений, разных эпох и времен.

На выставке представлены работы, созданные художником непосредственно во время его пребывания во Франции. Мастер дважды побывала во Франции, полюбила Париж, запечатлела в своем творчестве ближний круг общения, пейзажные мотивы с присущей ей живостью кисти и карандаша и тонким лиризмом. Пласт работ, написанных в 1982 году, относится к советской эпохе, когда лишь избранные счастливчики пересекали рубежи границ и могли посещать европейские страны (и Людмиле Львовне сначала отказали в выезде во Францию по приглашению, но со второй попытки, вот уж неисповедимы пути господни, неожиданно разрешили). Работы, написанные во Франции, несомненно, относятся к удачным страницам творческого наследия мастера, отражают особенности ее манеры в полной мере.

Не менее значительны и произведения, написанные уже в эпоху девяностых, когда политические бастионы пали и Россия оказалась открытой как для Европы, так и для мирового сообщества, а эпоха железного занавеса все больше становилась призрачной. Художник провела семь плодотворных в творческом плане лет во Франции, с 1990 по 1997 годы, когда ей были созданы портретные сюиты, жанровые сцены, урбанистические пейзажи, природные виды. Вне зависимости от того, как мастер переживала интеграцию в иноземную среду, а пересадка на чужую почву далась совсем не легко (В1997г. Вернулась в Москву совсем больная, но родные стены и забота близких помогли быстро встать на ноги и подарили еще полтора десятилетия полноценной жизни), творчество ее не утеряло светлой направленности. То, насколько внутренне ей был легок или сложен статус иммигранта, эмоциональные переживания не сломили ее творческую натуру. Во Франции в период эмиграции в творчестве Людмилы Скубко-Карпас не угасли присущие ее мировоззрению живость и легкость, а также умение схватывать впечатления на лету, и воплощать их в портретных образах, пейзажных зарисовках. Мастер запечатлевала не только портретные черты, но и давала внутреннюю характеристику персонажей.

Возможно, этап французской эмиграции стал важным периодом переосмысления поворотных творческих и жизненных моментов. Несомненно, что жизненная и творческая судьба Людмилы Скубко-Карпас, дважды побывавшей во Франции — и в эпоху железного занавеса, когда советская страна не обладала открытостью границ, а зарубежные вояжи были уделом избранных деятелей искусства, редких счастливчиков и баловней судьбы, и в эпоху девяностых, когда российский народ кинулся покорять европейские просторы, абсолютно уникальна. В девяностые годы художник не просто пребывала во Франции в статусе иммигрантки, переезд которой за рубеж был обусловлен личными причинами, но и вела выставочную деятельность. Художник интегрировалась в местную художественную среду, не в последнюю очередь благодаря Александру Гинзбургу, который в 1990 году помог с организацией ее первой выставки во Франции — прямо в редакции “Русской мысли”, где он тогда работал. В 1991 и 1993 гг. Л.Л. Скубко-Карпас принимала участие в Осенних салонах в Париже.

Подобное пребывание мастера в разновременные периоды творческого пути и представление в едином выставочном пространстве произведений изобразительного искусства, созданных в 1982 и в 1990-1996 годы, дает возможность публике осмыслить феномен взаимодействия российского общества с европейскими странами, всем миром.

Проблема русского зарубежья является одной из наиболее животрепещущих и актуальных для русского культурного сообщества. Людмила Скубко-Карпас является свидетельницей тех времен, когда для советского человека встреча с за границей равнялась культурному шоку. Попадал же член советского общества за границу порой неисповедимыми судьбами. Как, например, Булат Окуджава, всенародно любимый бард, воспевший Арбат, попавший в Японию не по линии официальной власти, а по приглашению японского коллекционера, оценившего его хобби создавать рамки для картин, и не подозревавшего, что он пригласил известного поэта и писателя.

Выставка Людмилы Скубко-Карпас, открывающая пласт работ мастера французского периода, представляет безусловный интерес в художественном плане. Не менее весома роль экспозиции в качестве катализатора осмысления тех страниц русской истории, которые связаны с пребыванием значительного числа представителей цвета русской культуры за рубежом в статусе иммигранта. Начиная с Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и многих других живописцев, покинувших Россию в далекие 1910-е – 1920-е годы.

Феномен русской иммиграции 1990-х годов на порядок менее изучен, и творчество Людмилы Скубко-Карпас представляет прекрасную возможность осмыслить это многогранное явление на примере судьбы художника, его произведений созданных во Франции.

Та тонкая грань, которая связывает художника с арбатскими двориками, парижскими крышами, выражается в прелестных пейзажных зарисовках, неспешное повествование которых дополняется портретными образами, созданными с натурами. Французское творчество Людмилы Скубко-Карпас представляет особую страницу ее наследия, которое, несомненно, достойно украсить собой новые выставочные проекты, которые продолжат развитие линий, заложенных экспозицией в Доме русского зарубежья.

Елена Садыкова

кандидат искусствоведения

член Московского союза художников (МСХ),

Международного совета музеев Иком России,

доцент ГИТИСа