В Москве открылась выставка работавшего в эмиграции русского художника Степана Колесникова

Источник: Первый канал

Россия в женских образах и Россия как источник бесконечной радости. В Москве открылась выставка Степана Колесникова. После революции он перебрался в Сербию и, хотя обрел признание, славу и богатство, всю жизнь тосковал по родине. Это отразилось и в его работах, которые впервые привезли в российскую столицу.

О нем говорили «Паганини дубовых веток». И правда. Только всмотритесь в эти деревья! Мощные корни, почти невесомые растрепанные ветви. С вывертом и загогулиной, как говорил сам Колесников. Глядя на такие порывы кисти, можно буквально увидеть музыку ветра. Или вот: взгляните на его снег!

«Ощущение очень близкого пересечения с Куинджи. Очень много света», — отмечает владелец коллекции Вадим Задорожный.

На выставке 80 картин. Все — из частной коллекции. Почти все написаны в эмиграции. Вот, например, гулянья в русской деревне, или пашня в России. Он, конечно, писал в Сербии и о Сербии тоже. Но больше — о Родине.

Уже не с натуры. По памяти. С щемящей тоской, как в родном и «Сером сельском полдне», или искрящим счастьем. Или вот — наблюдает за стиркой белья под Петербургом.

Всего за два года эмиграции он стал, пожалуй, самым модным художником Сербии. Лучшие дома Белграда считали своим долгом купить картину русского живописца. Да что там, он — излюбленный художник короля! Персональные выставки также в Риме, Венеции, Лондоне, Брюсселе, Париже. Его работы покупает Лувр! Но все не то.

«Было все. И призвание, и звание, деньги. Но не было России», — говорит директор Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Виктор Москвин.

«Конечно, ностальгия по Родине. У него есть очень трепетные письма, где он пишет, что он, конечно, тепло принят в стране близкого народа, но «страдаю и болит душа, что все созданное мной не отдается родной земле», — рассказывает искусствовед, куратор выставки Татьяна Подстаницкая.

Это первая выставка Колесникова в Москве. Академика, который был далек от нарочитого академизма. Смотрите сами.

«Это его любимая тема. Люди его не так интересовали. Его больше интересуют позы героев, юбки, складки и бабы», — продолжает Татьяна Подстаницкая.

Баб он рисовал много. Без лиц. И это тоже почерк Колесникова — не в лицах дело.

«Он показывал Россию как Россию. Архиповская, малявинская, колесниковская! Счастье! Яркость! Бабы! Снег! Торжество! Путь к храму! Дорога к кресту! Это все настроение. Он давал главный эмоциональный настрой России!» — говорит Вадим Задорожный.

И это, пожалуй, главное в его работах: можно бесконечно долго рассматривать штрихи, но суть видится на расстоянии.


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок