В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

В Доме Русского зарубежья открылась выставка живописи и графики Мстислава Добужинского

Телеканал «Россия — Культура»

Более ста графических и живописных листов – на выставке работ из частной коллекции собирателя Алексея Геллера. Многие публике представляют впервые.

У выставки живописи и графики Мстислава Добужинского в Доме русского зарубежья – неслучайное название "Странник". Покинув Россию в 1924 году, он колесил по миру, работал в Старом и в Новом свете. И сохранил в своих работах память о десятках городов.

Точный рисовальщик, внимательный наблюдатель жизни, театральный и книжный художник. Работы Мстислава Добужинского долгое время не были широко известны в России – слишком уж много художник странствовал по миру, а после 1924 года в России и вовсе не был. Более ста графических и живописных листов – на выставке работ из частной коллекции собирателя Алексея Геллера. Многие публике представляют впервые.

"Ведь в фокусе Дома русского зарубежья в основном мемориальные вещи, документы. И с этим здесь прекрасно работают. А художественная часть – это как некая вершина, самая красивая, наверное, часть русской эмиграции, была недоступна. И взаимодействие с частной коллекцией – это очень важно", – рассказала заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Добужинский – из старинного литовского рода, участник объединения "Мир искусства". Учился в Петербурге, его же успел зафиксировать уже в 1920-е, после революционного вихря, но в России остаться не смог. Стал гражданином мира. Преподавал в Париже и Каунасе, в Лондоне работал в театре-студии Михаила Чехова, в Нью-Йорке оформлял постановки в Метрополитен-опере и других театрах. Каждый город в своей судьбе старательно запоминал. Это были не открыточные виды, скорее изнанка, так на свой город мог смотреть только его житель. Там, в Америке, в Ньюпорте, например, Добужинский рисовал сады, которые потом просто исчезли.

"Художник здесь работал не за какие-то большие гонорары, он работал, можно сказать, за еду. Заказчики – это были американские граждане, которые не имели возможности содержать усадьбы, сады и т.д. И потом это все ушло под снос, и им хотелось просто запечатлеть все это на века", – сообщила искусствовед Анастасия Постригай.

Судьба всего XX века – в его даже небольших зарисовках. В Нью-Йорке 1942-го он слушает Седьмую симфонию Шостаковича и создает вот такие пейзажи осажденного Ленинграда. А в победном 1945-м – уже поздравительные открытки с Новым годом. Он не переставал наблюдать, какая бы картинка не была за его окном. Вечно очарованный странник Мстислав Добужинский – теперь уже в рисунках – возвращается на родину, в том числе и с родными ему петербуржскими пейзажами. Их можно увидеть до конца ноября.