С 28.10.2021г. ПОСЕЩЕНИЕ ДОМА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ QR-КОДА

Уважаемые посетители! В соответствии с Указом мэра Москвы от 21.10.2021 года № 62-УМ с 28.10.2021 года посещение Дома русского зарубежья осуществляется только при наличии документа, удостоверяющего личность, и QR-кода или при наличии ПЦР-теста, полученного не ранее 72 часов до посещения. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. ВОЗМОЖНО ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ БИЛЕТОВ. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

Возвращение. В 1920-х годах в Королевстве сербов, хорватов и словенцев нашли приют тысячи русских эмигрантов

Источник: Русский мир

Панорама левого берега реки Вардар, отражающая османскую ("ориентальную") концепцию города. Фотооткрытки. Начало 1900-х (до 1916 года)
Дом ("палата") семьи Икономовых (в центре) — первый особняк в г. Скопье, возведенный в 1922 г. Автор архитектурного проекта и его реализатор — Борис Дутов. Фотооткрытка. Начало 1930-х годов
Вячеслав Владиславович Буйко. Фото до Гражданской войны 1917–1922 годов
Николай Васильевич Бурхановский Фото до Гражданской войны 1917–1922 годов
Храм с костницей Святого Архангела Михаила в г. Скопье, спроектированный К.В. Хоменко. Фотооткрытка. 1932 год
Интерьер храма Святого Архангела Михаила в г. Скопье. Фотография 2020 года
Дом офицеров, расположенный на центральной площади г. Скопье. Аэроснимок. 1930-е годы
Здание Управы Вардарской бановины. Проект. 1930 г. Арихитектор И.А. Рык
Западный фасад здания Почты. Фотография. [Начало 1940-х годов]. Здание было полностью разрушено землетрясением 1963 г. Архитектор П.Д. Анагности
Национальный театр "Король Александр I" в г. Скопье. Фотооткрытка. 1927 год
Отель "Сербская королева" в г. Скопье. Проект фасада. 1927 год
Панорама левого берега реки Вардар, отражающая османскую ("ориентальную") концепцию города. Фотооткрытки. Начало 1900-х (до 1916 года)
Дом ("палата") семьи Икономовых (в центре) — первый особняк в г. Скопье, возведенный в 1922 г. Автор архитектурного проекта и его реализатор — Борис Дутов. Фотооткрытка. Начало 1930-х годов
Вячеслав Владиславович Буйко. Фото до Гражданской войны 1917–1922 годов
Николай Васильевич Бурхановский Фото до Гражданской войны 1917–1922 годов
Храм с костницей Святого Архангела Михаила в г. Скопье, спроектированный К.В. Хоменко. Фотооткрытка. 1932 год
Интерьер храма Святого Архангела Михаила в г. Скопье. Фотография 2020 года
Дом офицеров, расположенный на центральной площади г. Скопье. Аэроснимок. 1930-е годы
Здание Управы Вардарской бановины. Проект. 1930 г. Арихитектор И.А. Рык
Западный фасад здания Почты. Фотография. [Начало 1940-х годов]. Здание было полностью разрушено землетрясением 1963 г. Архитектор П.Д. Анагности
Национальный театр "Король Александр I" в г. Скопье. Фотооткрытка. 1927 год
Отель "Сербская королева" в г. Скопье. Проект фасада. 1927 год

Международная фотодокументальная выставка "Русские архитекторы города Скопье. 1920–1940″ состоялась в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына.

Экспозиция рассказывает о вкладе русских архитекторов и инженеров в модернизацию городов историко-географической области Македония (Вардарской Македонии), которая в 1913 году отошла Королевству сербов, хорватов, словенцев (в октябре 1929 года переименовано в "Королевство Югославия"). Сегодня это территория Республики Северная Македония (РСМ) со столицей в Скопье.

Революции и Гражданская война привели к трагическому исходу из России миллионов людей. Точных данных о численности русских эмигрантов нет до сих пор (только на конец 1920 года американский Красный Крест насчитывал в мире почти 2 миллиона русских беженцев. — Прим. ред.). В 1920-х годах в Королевстве сербов, хорватов и словенцев нашли приют тысячи русских эмигрантов. По информации Алексея Арсеньева, потомка эмигрантов первой волны, автора книг по истории российской эмиграции в бывшей Югославии, в этот регион прибыло пять потоков русской эмиграции, в том числе эвакуировавшиеся в 1920 году из Одессы и Новороссийска, а также прибывшие позже из Галлиполи и Лемноса около 12 тысяч русских эмигрантов.

Выходцы из России внесли существенный вклад в развитие Македонии. "Русский мир.ru" уже рассказывал о выставке "Русская эмиграция в Скопье и Вардарской Македонии (1920–1940)", которая состоялась в Доме русского зарубежья осенью и зимой 2018 года и открыла нашим соотечественникам имена русских ученых, медиков, деятелей искусств, мастеров инженерного дела и архитекторов, внесших существенный вклад в развитие Скопье и Вардарской Македонии (см.: "Русский мир.ru" № 12 за 2018 год, статья "Возвращение из забвения").

Нынешняя выставка подготовлена советником-куратором по направлению "Архитектура" Музея города Скопье Ясминкой Намичевой и научным сотрудником кафедры истории архитектуры Университета Гоце Делчева города Штип Екатериной Намичевой при участии сотрудников Дома русского зарубежья Татьяны Иринарховой и Дарьи Жмылевой. Экспозиция рассказывает о русских инженерах и архитекторах, изменивших архитектурный облик столицы и других городов Вардарской Македонии в межвоенный период.

Следует отметить, что, поскольку Македония до 1912 года находилась в составе Османской империи, ее города первоначально имели исключительно ориентальный облик. С целью интеграции Вардарской Македонии власти Королевства СХС поставили задачу европеизации городов, прежде всего ее центрального города, Скопле (современного Скопье). Однако в королевстве в то время ощущался дефицит квалифицированных кадров. Прибытие в страну русских беженцев помогло решить эту проблему. При содействии трудоустроившихся в Строительный и Технический отделы Общины города Скопье русских архитекторов, инженеров, технических специалистов градоначальник Скопье архитектор Йосиф Михайлович в 1929 году создал новый генеральный план города, который и был воплощен в жизнь.

Однако в результате советско-югославского конфликта 1948 года русские эмигранты попали в категорию "неблагонадежных элементов". Большинство русских семей добровольно покинули страну или были высланы в Болгарию и Албанию. Память об их вкладе в модернизацию была фактически вычеркнута из истории. К тому же землетрясением 1963 года была уничтожена большая часть зданий в Скопье, что усложнило задачу сохранения исторической памяти.

В результате многолетних исследований в архиве города Скопье и Государственном архиве Республики Северная Македония авторам выставки удалось восстановить забытые имена и проекты русских архитекторов, инженеров, технических специалистов, работавших в Вардарской Македонии. Результаты этой работы были показаны на выставке фактически впервые.

В экспозиции представлены проекты Ивана Артемушкина — наиболее продуктивного архитектора, работавшего в Скопье. В столице Македонии он спроектировал несколько сотен зданий, в том числе театр и этнографический музей. На выставке можно увидеть проекты Бориса Дутова, Константина Хоменко и других. Также здесь представлены проекты, выполненные для Скопье известными русскими архитекторами, работавшими в Белграде: Н.П. Красновым, Г.И. Самойловым, В.М. Андросовым, В.В. Лукомским, П.Д. Анагности, В.Ф. Баумгартеном, И.Ф. Рыком.

Встречу исследователей и гостей открыл заместитель директора Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Игорь Домнин. Он поблагодарил всех, кто бережет память о наших соотечественниках в Балканском регионе, и отметил, что выставка рассказывает о русских изгнанниках, которые, оказавшись на чужбине, сумели принести пользу своей второй родине.

Ясминка Намичева сообщила, что экспозиция "Русские архитекторы города Скопье. 1920–1940″ является в метафорическом смысле попыткой восстановить мост, созданный русскими беженцами в Македонии. "Дом русского зарубежья является прежде всего собирателем и хранителем памяти о людях, которые вынужденно покинули Россию и стали "мостами", сблизившими русскую культуру и культуру тех стран, в которых они нашли прибежище, — сказала Ясминка Намичева. — Фактически русские беженцы оказались истинными миссионерами. Выставка посвящена русским архитекторам, работавшим в городе Скопье в период с 1920 по 1940 год. Благодаря их умениям и таланту город в межвоенный период буквально преобразился. Из провинциального города Османской империи в архитектурном смысле он трансформировался в современный для того времени европейский город. Но по разным причинам память о самих архитекторах практически полностью стерта, подобно тому как землетрясение 1963 года практически полностью уничтожило и их творения. После землетрясения осталось только несколько особняков в центре города, которые были спроектированы и выстроены русскими архитекторами. Именно они ассоциируются у жителей Скопье с представлениями о "старом Скопье", о прекрасном, но потерянном городе. Более десяти лет назад я задалась целью вернуть память о вкладе русских архитекторов в развитие города Скопье. Можно сказать, теперь это семейное дело. Ко мне присоединилась моя дочь, архитектор. Нам удалось обнаружить более 1200 проектов русских архитекторов, работавших в Скопье. Мы осознаем, что мы только в начале долгого и трудного пути. Поэтому особо признательны Дому русского зарубежья за его помощь, за возможность представить вам результаты нашей исследовательской работы".

По данным, представленным авторами выставки, в 1920-х годах в Королевстве СХС в качестве беженцев из России обосновались примерно 70 архитекторов и 1200 инженеров. В Скопье осталось около 50 архитекторов, инженеров и технических специалистов. Костяк Технического отдела Общины Скопье в межвоенный период составляли русские специалисты: И. Артемушкин, Э. Бронштейн, Е. Дацков, М. Еремеев, В. Буйко, Н. Бурхановский, С. Белявский, М. Дворников, Б. Дутов, К. Хоменко, М. Матвеев и другие.

Некоторые из архитекторов и инженеров открыли собственные проектно-конструкторские бюро. В частности, Иван Артемушкин, Борис Дутов, Константин Хоменко, Вячеслав Буйко, Михаил Матвеев. Как правило, они выполняли заказы на проектирование и строительство индивидуальных жилых домов в Скопье и других городах Вардарской Македонии.

Именно русским специалистам было доверено проектирование стратегически важных объектов. Так, генерал-майор белой армии и Югославской королевской армии Василий Баумгартен спроектировал Дом офицеров, который был возведен на центральной площади Скопье (1925–1929). Это сооружение считалось "наиболее монументальным зданием Южной Сербии", а также "наиболее элегантным и пространственным объектом такого типа на Балканах".

С интересным сообщением на открытии выставки выступила профессор кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ им. Ломоносова Алла Шешкен. Она рассказала об истории русской эмиграции в Македонии и о русских специалистах, внесших вклад в развитие гуманитарных наук в этом регионе.

Собравшиеся выслушали музыкальное выступление ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья, известного барда Виктора Леонидова. Он исполнил свою песню, написанную от лица русского византиниста, реставратора Николая Окунева, умершего в эмиграции в Праге. Именно благодаря ему были открыты фрески древних монастырей, в том числе монастыря Святого Пантелеймона, ныне находящегося на территории Македонии, близ Скопье.

В ходе мероприятия неоднократно подчеркивалось, что выставка о деятельности русских архитекторов "только шаг в заполнении существующей лакуны" и работа, начатая македонскими специалистами, будет продолжена. И это отрадно: восстановление памяти о русской эмиграции в Вардарской Македонии и о вкладе русских эмигрантов в развитие этой страны важно как для Республики Северная Македонии, так и для Российской Федерации.

Автор: Юлия Горячева

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок