Дом русского зарубежья представляет мастеров туркестанского авангарда

Источник: Телеканал «Россия-Культура»

"Туркестанский авангард – яркое художественное явление, вобравшее в себя традиции русской академической школы и философии, а также революционное футуристическое искусство России начала XX века. 

Прикоснувшиеся к Солнцу" – выставку работ мастеров туркестанского авангарда представили в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. В экспозиции работы трех советских художников, основанные на традициях русской академической школы. Их увидела Валерия Кудрявцева.

Туркестанский авангард – яркое художественное явление, вобравшее в себя традиции русской академической школы и философии, а также революционное футуристическое искусство России начала XX века. Всё это, приправленное узбекским орнаментализмом и яркими восточными красками. Экспозиция строится вокруг трех главных имен туркестанского авангарда. Бунтарь Виктор Уфимцев развешивал свои кубистические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. В экзотических одеждах путешествовал на крышах поездов, дрался и писал манифесты. Впервые попал в Узбекистан в начале 20-х.

"Начинается реставрация медресе Улугбека. Петров-Водкин, Исупов, Уфимцев и Усто Мумин получают заказ – восстановить шедевр мировой архитектуры. И именно этот импульс был дан тому развитию художественной культуры Средней Азии и рождению великого художественной наследия ХХ века, которое можно назвать туркестанский авангард", – сообщила искусствовед, куратор и автор проекта Любовь Агафонова.

Влюбившись в Туркестан, Уфимцев остался здесь навсегда, стал серьезным чиновником, председателем Союза художников Узбекской ССР и действующим живописцем, до конца дней вдохновлявшимся красками Азии. Тогда же, в 20-е, в Самарканд из России приехал художник Александр Николаев. Здесь он экспериментировал, смешивал технику русской иконы и персидской миниатюры. Увлекаясь сюжетами местной жизни, он надел халат и тюбетейку, принял мусульманство и сменил имя: стал Усто Мумином – кротким мастером.

"Именно эта фигура – одна из самых ярких и значимых для понимания того искусства, которое формировалось на территории Туркестана художником, приехавшим и получившим образование в Европе. Из холодных северных земель. Тот самый викинг, который пришел на эту землю", – отметила Любовь Агафонова.

Александр Волков родился в Средней Азии. Артист, поэт, дружил с Есениным и сам писал стихи в духе имажинизма. Среднеазиатский маг, как его называли, приходил на выставки, звеня экзотическими браслетами. На своих полотнах не искал смысла бытия, но стремился к созерцательной радости. "Тот самый, кто влюбился в живопись и фрески Михаила Врубеля, будучи в Киеве и глядя на врубелевских ангелов. Тот самый, который воспринимал культуру символизма и подхватил модный тогда авангард в своем творчестве. Тот самый, кто мог краской и солнцем, которые окружали его жизнь, выплескивать на холст свою жизнь", – пояснила Любовь Агафонова.

Врубель как фигура влияния присутствует на выставке вполне зримо. Сразу при входе его портрет кисти Волкова. Как присутствуют на выставке и те, кто вдохновлялся творчеством трех главных ее героев. Так, например, в экспозиции появилась "Черепаха" Дмитрия Плавинского, портрет "Зинаиды Костаки" кисти Анатолия Зверева и другие работы. Кем вдохновлялись и кого вдохновили – всегда рядом, создавая единую ткань творчества, географии и времени.


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок