13.02.2021 31.03.2021

«Степан Колесников. Посол русской культуры в Сербии»

  • Взрослый - 150
  • Льготный - 75 рублей или бесплатно
купить
  • Доступно для инвалидов
  • тел: + 7 (495) 137-83-56 Вторник, среда, пятница, воскресенье 11:00–19:00 Кассы работают до 18:00 Четверг, суббота 11:00–21:00 Кассы работают до 20:00 Понедельник — выходной
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
С 13 февраля до 31 марта 2021 года приглашаем на выставку живописи и графики замечательного русского живописца Степана Федоровича Колесникова (1879–1955).
Билеты продаются только онлайн — кнопка «Купить» в левом верхнем поле страницы.

«Вот вбегает в столовую Степан Колесников. Ухарь-купец! Расступись! Сторонись мелюзга! Он не подходит к кассе, как все остальные. Он садится за стол, растопыривает локти. Голова в русых кудрях, светлая бородка. Он, как в беспроигрышной рулетке, загребает деньги. На выставке — восемь — девять — десять этикеток, под каждым пейзажем: “продано”, “продано”, “продано”. Ему предстоит повторять, повторять, а деньги в карман совать, совать, совать… Дух захватывает от удачи!

Катуркин быстро заказывает бифштекс по-гамбургски. Побольше луку, два яйца, а то несытно будет!

— Сколько? — спрашивает Колесников.

— Да что ты? Мое угощение. Обидишь!

Он наспех заглатывает бифштекс, горячий кофе, сует в бороду пирожное с кремом и бежит по коридору на выставку. Вдруг будет покупатель, а его нет! Каждому же лестно не «механически» купить, а “с разговорчиком”, знакомство свести, полюбоваться на русского богатыря, расспросить маэстро о теме покупочки:

— Где вы этот дубок писали?

— Не здесь, — на финском болоте такая силища не вырастет! Для этого нужны солнце, свобода — раздолье! Это в Пензенской губернии, на Хопре. Дубок на слишком влажной почве растет стоеросом, не то вяз, не то дуб, а где посуше — там с вывертом, с дуплом, со ссадиной, с желваком, с загогулиной, весь в морще и трещине. Красота! Такой дуб отыскать надо — поездить, потратиться!

— Да вы и сами-то силища какая! — говорит восхищенный поклонник. — У меня есть один ваш этюд. Дела, дела, финансы, отчеты, а как оторвешься от стола, да взглянешь на вашу картину, так и чувствуешь: а ведь я, черт возьми, русский человек! Вы уж за мной оставьте эти два “Дубочка” — один летом, и он же под снегом!» — написал о нем в своих воспоминаниях художник Владимир Милашевский.

Степан Федорович Колесников родился в 1879 году и происходил из крестьян Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Возможно, именно здесь он впервые познакомился с представителями сербского народа, населившими эти края еще в эпоху Екатерины Великой.

Уже в детстве Степан достиг немалого мастерства в рисовании, и в 1896 году его работы были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. В следующем году он поступил в Одесское художественное училище, где сразу обратил на себя внимание преподавателей как талантливый и добросовестный ученик. Степан неоднократно награждался похвальными грамотами и медалями.

В 1903 году он уже учился в Императорской Академии художеств, в мастерской известного пейзажиста Александра Александровича Киселева. В 1905 году его картина «Весна» получила вторую премию и была приобретена музеем Академии. Степан Колесников становится постоянным участником академических выставок. В 1909 году ему было присвоено звание художника и дано право заграничной пенсионерской поездки.

Вслед за окончанием учебы последовал огромный успех Колесникова на Международной выставке в Мюнхене, где уже упомянутая картина «Весна» была удостоена высшей награды. Отечественная и зарубежная пресса с восторгом приветствовала молодого художника: «Одержавший недавно блестящую победу на Международной выставке в Мюнхене художник С.Ф.Колесников лишь на днях окончил Академию художеств. Замечательное дарование молодого мастера сочетается с виртуозной техникой. От его картин веет непосредственным поэтическим чувством и музыкальностью», — писала о художнике петербургская пресса. В результате «русская жемчужина», «Паганини дубовых веток» получил от императора золотой портсигар с надписью: «Да будет твоей путеводной! Николай II» и звание почетного гражданина. Художник становится заметной фигурой в художественной жизни страны. Работы мастера экспонируются на отечественных и международных выставках в Лондоне, Венеции (обе — 1910), Риме (1911).

«Благодаря продажи некоторых моих произведений и благодаря благосклонно приобретенным у меня их Императорскими Высочествами Марией Павловной, Ксенией Александровной и Ольгой Александровной, у меня образовалась сумма, на которую я имею полную возможность отправиться за границу и двух третей из назначенного мне пенсионерского содержания не брать», — узнаем мы из личного дела художника.

Находясь в пенсионерской поездке, Степан Федорович посетил Германию, Италию, Бельгию, Францию, тогда же впервые посетил Сербию.

«Живя в Париже, я уже положительно каждый день проводил в музеях. На меня слишком ошеломляющее впечатление произвело собрание художественных произведений Лувра, Люксембурга, Пти Пале. Мне казалось, чтобы понимать красоту рисунков этих величайших мастеров, чтобы понимать их смысл, как самую важную основу искусства, их нужно самому порисовать, покопировать, заглянуть в их душу, что я и старался сделать», — писал Колесников.

В ноябре 1912 года в Императорском Обществе поощрения художеств состоялась его первая персональная выставка. «Степан Колесников принадлежит числу тех замечательных русских художников, которые вдруг расцветают, становятся популярны, ежегодно производят сотни картин, вызывают подражания и подделки, становятся “своими” в самом маленьком собрании картин… Степан Колесников с лирическим восторгом пишет южнорусский чернозем. Он поэт донских, подольских, екатеринославских, херсонских и таврических полей. Никто до него с такой грустью, неподдельной любовью и оригинальным мастерством не передавал серых, дождливых небес Полесья, склонившихся над березняками и болотистыми дорогами. Он поэт половодья, тающих снегов, тихих русских вод, русской распутицы и русской хаотической, но какой-то бодрой весны, каждый раз обещающей урожай», — написал о нем тогда в «Биржевых ведомостях» художественный критик Иероним Ясинский.

Весной 1913 года Степан Федорович «с целью выполнения художественно-научных работ, снимания видов местностей и памятников искусства» совершил большое путешествие на верблюдах в Туркестан и Китай. Поездка произвела на мастера неизгладимое впечатление и еще несколько лет его картины несли отражение азиатского колорита.

С началом Первой мировой войны художник несколько раз выезжал на фронт, создал целый ряд картин на военную тему. «Степан Колесников, оставаясь чистейшим пейзажистом, перевоплощается понемногу в жанриста. И теперь, в данный момент — с определенной батальной окраской. Он поработал над фигурами, над техникой живописи и рисунка лошадей и достиг в этом отношении той грамотности, которая уже совершенно развязывает руки пейзажисту, не ограничивающемуся в своих фигурах лишь значением декоративного письма. Художник побывал в ближайшем тылу кровавых полей, вот почему так типичны и жизненны два его сибирских стрелка в косматых папахах, этот маленький дозор, притаившийся в лесной гуще среди бодрого, осеннего, прозрачного дня», — писал Н.Н.Брешко-Брешковский.

В октябре 1917 года Степан Федорович вместе с семьей уезжает на свою одесскую дачу, чтобы переждать там революционные потрясения, но по иронии судьбы именно на юге России он оказывается вовлечен в события Гражданской войны. Известно, что Колесников безоговорочно поддержал Белое движение. Им даже был написан образ Спасителя для поднесения генералу Деникину. Закономерно, что в 1920 году вместе с большой частью Русской армии он оказался в Сербии, в Белграде.

Талант художника был высоко оценен на новой родине. Об этом свидетельствует факт присвоения ему звания академика. Уже в 1921 году он устроил в Белграде выставку своих работ, прошедшую очень успешно «и морально, и материально». С этого момента для сербов Колесников стал своего рода критерием достатка — дом каждой состоятельной югославской семьи непременно должна была украшать картина художника.

В том же году Степан Федорович расписал плафон Оперного театра на мифологическую тему, выполнил семнадцать больших панно для «Палас-отеля» и восемь панно для зала заседания в банке в Белграде. Художник был принят при дворе короля Александра I. Монарх неоднократно поручал ему руководство реставрацией картин и отделкой многих средневековых монастырей, за эту работу Колесников получил орден Святого Саввы.

В своем письме к Илье Ефимовичу Репину (2 февраля 1925 года) Колесников пишет: «Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по родине. Верьте мне, глубокоуважаемый Илья Ефимович, я обласкан в стране близкого нам народа — сербов, и тепло мне и моей семье, но я страдаю и болит душа, как только оставляю палитру и кисти. Та колоссальная продукция и энергия остается вне моей родины и не отдаются мною моей родной земле… Осенью я уезжал в Париж с выставкой своих картин. Кое-что из них Вам посылаю в фотографиях, не нужно говорить о том, как дорого для меня Ваше суждение, великий Вы мой учитель!»

В 1927 году в галерее «Пти Жорж» состоялась первая персональная выставка Степана Колесникова в Париже, где художник «представил несколько небольших произведений, в которых показал оригинальность своего дарования, с полным знанием и искренностью своего восприятия Восточной Европы». Его персональные выставки состоялись также в Праге (1925), Лондоне, Брюсселе (обе — в 1928).

Советский журнал «Красная панорама», оповещая об открытии в Лондоне выставки русского художника С.Ф.Колесникова, приводит отклики английской прессы: «Любопытно отметить успех русской живописи не только в Париже, но и в Лондоне. На днях там открылась выставка картин русского художника С.Ф.Колесникова».

В 1927 году Колесников стал участником мистического события, получившего отражение в белградской прессе: «Русский художник и академик живописи С.Ф.Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре Святого Наума, причем ему была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам Колесников, в этот момент в храме была чарующая игра света и теней. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал ожил, и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный чудесным явлением мученически убитого русского Государя, художник некоторое время стоял, как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением. Далее, как описывает сам Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. Колесников не мог спать всю ночь, и едва забрезжил свет, он пошел в храм и при первых утренних лучах уже сидел наверху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Как пишет сам Колесников “Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу, и этот портрет-икону снабдил надписью: “Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства”».

В начале 1940-х годов у художника начала проявляться болезнь Паркинсона. Работать становилось все труднее, иногда Степану Федоровичу приходилось привязывать кисть к руке. Через какое-то время он даже был вынужден взять себе в подмастерья двух помощников, которые по общим наброскам выполняли живописные работы.

Сильным ударом для художника стала оккупация, а потом приход к власти в Югославии коммунистов. Выполненный им плафон Народного театра был закрашен масляной краской по решению чиновников нового правительства.

В мае 1955 года Степана Федоровича не стало. Похоронен он на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни, ставшей символом русского присутствия в Сербии.

В России последняя персональная выставка Степана Федоровича Колесникова состоялась в 1912 году. Более века назад. Сегодня в Доме русского зарубежья мы вновь открываем имя замечательного русского живописца, ставшего национальным достоянием Сербии. Ретроспективная выставка, в основу которой легло частное собрание Вадима Николаевича Задорожного, — дань памяти нашему выдающемуся соотечественнику.

Татьяна Подстаницкая, искусствовед

Кураторы выставки: Т.А.Подстаницкая, С.Ю.Урбан 

Художник-дизайнер: В.А. Кулишов


СМИ:

Интернет-газета «Столетие»/ 15.02.2021
Второе открытие мастера. В Доме русского зарубежья открылась выставка художника Степана Колесникова

Журнал «Royals»/ 14.02.21
В Москве открылась выставка работавшего в эмиграции русского художника Степана Колесникова

Первый канал/ 14.02.2021
Посол русской культуры в Сербии

Первый канал. Программа «Доброе утро»/ 13.02.2021
Степан Колесников. Россия — Сербия

Телеканал 360/ 12.02.2021
Выставка картин русского иммигранта и ученика Репина открылась в Москве

Россотрудничество/ 12.02.2021
В Доме русского зарубежья показали работы Степана Колесникова

Телеканал «Россия — Культура»/ 12.02.2021
Посол русской культуры в Сербии


Ознакомиться с выставкой можно на 4-м этаже здания Музея русского зарубежья в часы работы музея.

Стоимость входного билета на выставку — 150 рублей. Льготный билет — 75 рублей или бесплатно.

Стоимость комплексного билета, включающего посещение основной экспозиции музея и выставки, — 350 рублей. Льготный комплексный входной билет — 175 рублей или бесплатно.


Билеты продаются только онлайн — кнопка «Купить» в левом верхнем поле страницы.

Возрастное ограничение: 0+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)
Тел.: + 7 (495) 137-83-84