Дом на Кайзераллее Александр Арнштам описывает с поистине художественной подробностью в своих воспоминаниях. В Берлине художник сменил несколько адресов, сперва обосновался с семьей в пансионе герр и фрау Хагер на Мотцштрассе, 37. Квартира на Бамбергерштрассе стала последним адресом перед отъездом в Париж. Кайзералле, 169 (Kaiserallee, 169) – место самого длительного пребывания семьи Арнштамов, наиболее «постоянный» берлинский адрес (с 1922 по 1933). 

Александр Арнштам. Автопортрет. Бумага, итальянский карандаш, белила. Берлин, 1929. Музейное собрание Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) Выдающийся художник русского зарубежья Александр Мартынович  Арнштам (1880–1969) – москвич, четвертый ребенок в семье владельца текстильных мануфактур и модного магазина. Получил два высших образования: одно — в Берлине в 1901 г. (философский факультет университета Фридриха Вильгельма), второе — в Москве в 1907 г. (юридический факультет Московского университета). Студентом посещал мастерскую живописца К.Ф. Юона на Арбате. В шестнадцать лет познакомился со своей будущей женой Розой Мордухович, вскоре в Швейцарии состоялась его женитьба: «Это был август–сентябрь 1905 года… Огромный букет розовых роз, фиакр и кучер — наш свидетель» (Арнштам А.М. Воспоминания. СПб., 2010. С. 22). Молодые жили сперва в Париже, где Арнштам учился в академии «Гранд Шомьер» и в «Ла Палетт» у Л.-Ж. Симона и Ж. Девальера. Из-за болезни жены переехали в Швейцарию. В Лозанне родился их первенец — Жорж, «светловолосый, прелестный…» (Там же. С. 27).

В 1907 г. вернулись в Россию, в Петербург. Здесь, в калейдоскопе художественной жизни, А. Арнштам искал приложение своему дарованию. Оформление обложки номера журнала «Золотое руно», посвящённого Е. Лансере, положило начало работе в книжной графике. В эти годы Арнштам также обратился к живописи и театральному оформлению. Участвовал в различных выставках, в том числе «Мира искусства» (1915–1917). Воспитывал двух сыновей (второй сын Игорь родился 4 апреля 1911 г.). В 1914 г., отдыхая в Финляндии в Куоккале, по просьбе К. Чуковского нарисовал обложку для его знаменитой тетради «Чукоккала». 

Революцию 1917-го встретил настороженно, вместе с тем вошел в редколлегию Наркомпроса и стал заведовать художественным отделом «Свободного журнала» (1917–1918). Принял предложение Госиздата к сотрудничеству: иллюстрировал и оформлял произведения А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.В. Кольцова и других писателей. 27 декабря 1918 года у Арнштамов родился третий сын — Кирилл. Через год глава семьи был арестован ЧК по делу работников петроградской конторы Центросоюза («процесс экономической контрреволюции») и, несмотря на заступничество М. Горького и А.А. Луначарского, провёл 9 месяцев в тюрьмах Петрограда и Москвы. Там, по заказу Госиздата, оформил революционную «Азбуку» (экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции в 1922 г.). В тюрьме понял, что «человеческая жизнь стоила столько же сколько мыльный пузырь… или ещё меньше» (Там же. С. 61). После Бутырок был Покровский (или Семёновский) концлагерь в Москве, а потом освобождение (обвинение было снято). 

Александр Арнштам. «Город». Ксилография. Берлин, 1922. Музейное собрание Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) В 1921 г., не без колебаний, семья приняла решение уехать в Берлин. «Для меня этот отъезд был событием мрачным, тоскливым, непоправимым» (Там же. С. 74). Запомнилась дата отъезда: 22 ноября 1921 г. — время, когда русская издательская жизнь в Берлине забила ключом. «Уже мне звонят по телефону, все “газуют”, словно по скользким берлинским мостовым» (Там же. С. 79). Как книжный график, Арнштам сотрудничал с издательствами «Геликон», «Огоньки», «Слово», «Театр», «Русское универсальное издательство» и др. В 1922 г. совместно с Е. Грюнбергом основал издательство «Academia». До середины 1920-х гг. сохранял связи с ленинградским отделением Госиздата, продолжал работать над отдельными томами «Жана-Кристофа» Р. Роллана. Преподавал. Его ученики, из известных, — Тото Познер и Олег Цингер. Оформлял спектакли Ж. Альтмана и создавал костюмы для балетов С. Вермеля. Принял участие в 1-й выставке русского искусства (галерея Ван Димена, 1922). Участвовал в создании Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих в Берлине (1923).

Гостеприимная квартира Арнштамов была известна многим русским берлинцам. В мемуарах художника «несколько воспоминаний о нашей “общественной” жизни на Кайзераллее» (там же. С. 87) превращаются в длинный список замечательных людей, гостивших в его доме: режиссер Николай Евреинов, актеры Георгий Серов и Аким Тамиров, писатели Виктор Ирецкий, Осип Дымов (И.И. Перельман), Алексей Ремизов, Виктор Шкловский, психолог и педагог Елена Антипова… Иные становятся героями портретов, которые Арнштам выполняет в студии, расположенной по тому же адресу: «На Кайзералле, на чердаке, у меня была маленькая мастерская – вся белая. Я много работал там…» (Там же. С. 84).


Берлинские годы отмечены разнообразными портретными циклами: «…Сделал множество портретов: немецкие дамы, русские дамы, писатели, художники, музыканты, режиссёры. Портрет жены маслом…» (Там же. С. 81). Арнштам рисует обнаженную натуру, создает целую серию, а точнее – отдельное направление в своем творчестве. «Тела эти вовсе не всегда красивы тем более – вовсе не безупречны. Но эстетика, упругость и энергия линий, проведенных Арнштамом, подобно нити Ариадны вводят зрителя в потаенную гармонию “телесного обаяния”, которое присуще едва ли не каждому телу» (Герман М. Триумф артистизма // Александр Арнштам: Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880–1969. М., 2015. С. 23).

C 1928 г. художник успешно сотрудничал в кино на площадках фирм UFA, Terra Films, Gottschalk Films и др. «Моё имя стало “коммерческим”», — замечал он (Арнштам А.М. Воспоминания. С. 81). Переломными стали 1930-е. Сын художника Кирилл вспоминал в частной беседе, как семья была свидетелем нацистских шествий, как крушили «наци» витрины еврейских магазинчиков. В 1933 г., обеспокоенная политическими переменами, семья решила покинуть Берлин и переехать в Париж. В Париже Александру Арнштаму было трудно вписаться в давно устоявшуюся художественную жизнь культурной столицы мира. Долгое время он перебивался мелкими заказами для кинорекламы. В 1938 г. «получил шанс»: приглашение оформить фильм «Катя» по роману писательницы Марты Бибеско, режиссёр Морис Турнёр. После успеха фильма последовали заказы на рекламу от кинофирм Films-Éclair-Journal, Redon, Franco-London-Films, Gay- Lussac и др. 

После войны поселился в Монморанси, недалеко от Парижа. Время от времени работал над фильмами, создавал киноафиши. В 1956 г., после смерти жены, Александр Арнштам переехал к сыну Игорю в Пале-Руаяль. Одним из самых значимых поздних проектов художника стала работа над сценарием, декорациями и костюмами к балету по роману Э. Золя «Нана». Премьера прошла 14 декабря 1962 г. в Страсбурге.

В октябре 2011 г. в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялась персональная выставка Александра Арнштама при активном содействии его сына Кирилла Александровича – почетного дарителя ДРЗ. Сегодня ряд предметов и архивных материалов из семейной коллекции (личные вещи А.М. Арнштама, семейные реликвии, работы художника, документы) хранятся в фондах и представлены в музейном пространстве Дома русского зарубежья.