Театр-кабаре «Синяя птица» был создан 20 декабря 1921 г. выдающимся артистом театра и эстрады, режиссером Яковом Давидовичем Южным (1883–1938). Сперва в берлинском районе Шёнеберг (Schöneberg) в бывшем помещении кинотеатра по адресу Гольцштрассе, 9 (Golzstraße, 9) открылся «Русско-немецкий театр-кабаре Якова Южного». Вскоре театр сменил название и стал одним из самых успешных эмигрантских начинаний на берлинских подмостках. «Репертуар “Синей птицы” включал множество милых и остроумных безделок – “Стрелочек”, “Полночная полька”, “Русский танец”, “Вечерний звон”, “Бурлаки”, “Повариха и трубочист”, “Рязанская пляска”, “Крестьянские песни”, “Лубки”, “Как хороши, как свежи были розы”, ”Песенки кинто” – коронный номер Виктора Хенкина…», – вспоминал потом в мемуарах Роман Гуль (Я унес с собой Россию: Апология эмиграции: В 3 т. Т. 1: Россия в Германии. М., 2001. С. 175). Скорее всего Гуль, пунктуально воспроизводя «репертуарную таблицу» театра, имел под рукой программки «Синей птицы» – прекрасно оформленные, ставшие со временем библиографической редкостью.

Ведущими актрисами театра были Валентина Аренцвари, Виктор Хенкин, Екатерина Девильер и Юлия Бекефи, «потрясавшая» зрителей «Рязанской пляской».

Яша Южный (Яков Давидович Южный). Берлин, 1920-еРаскрыть секрет успеха «Синей птицы» можно лишь отчасти. Многое объясняет искрометный талант и сценическое обаяние Якова Южного – блестящего конферансье, ученика самого Никиты Балиева, с которым работал в «Летучей мыши». Южный усвоил уроки Балиева, а по воспоминаниям современников, порой открыто ему подражал. Между тем «Синяя птица» заняла отдельную нишу в истории русского театра и выработала свой неповторимый стиль. Театр-кабаре органично вписался в динамичную эпоху 1920-х годов и отвечал эстетическим запросам межвоенного Берлина. Германия переживала тяжелые годы экономического спада. На этом безрадостном фоне легкий, остроумный, красочный театр-кабаре, объединивший сразу несколько традиций и направлений (фольклор, авангард, фовизм, площадное искусство, приемы немого кино и т.д.), – был необходим уставшему Берлину как воздух. «Лубочная» эстетика ряда постановок воспринималась немцами как «истинно-русский стиль», эта пряная «экзотика» привлекала местных зрителей. Короткие скетчи с пантомимой легче усваивались публикой, нежели «сложные» постановки академических русских театров. Репертуар также включал номера на немецком языке, а текст программок содержал аннотации в немецком переводе.

Вместе с тем номера «Синей птицы» отличались особой тщательностью подготовки. Каждая миниатюра ставилась по законам спектакля – в оригинальном сценографическом решении отдельного номера, в музыкальном и световом оформлении, в стилизованных театральных костюмах и гриме – ничего подобного ни в венском, ни в немецком кабаре не было. Успех театра заключался и в умелом сотрудничестве с ведущими художниками, такими как Ксения Богуславская, Лев Бакст, Андрей Худяков, Григорий Пожидаев, Павел Челищев и др. Южный привлекал и начинающих художников, – так, например, юная Елена Лиснер-Бломберг оформила для «Синей птицы» занавес и логотип. «Эстетическая политика» театра сказалась на костюмах, на смелых и нетривиальных сценографических решениях и в немалой степени создала свой неповторимый стиль в театральном искусстве.

Отдельная и весьма захватывающая страница в истории театра – сотрудничество с писателями русского Берлина, в том числе с Владимиром Набоковым, который специально для «Синей птицы» в соавторстве с Иваном Лукашем создал пьесы «Вода живая» (1923), «Китайские ширмы» и «Любовь карлика» (1925).

В конце апреля 1923 года после 187 представлений своей третьей программы «Синяя птица» разворачивает активную гастрольную деятельность. В течение 5 лет вплоть до 1929 -го театр-кабаре посетил 20 европейских стран и США, дал в 166 городах свыше трех тысяч представлений. В 1929 году труппа вернулась в Берлин. Однако это была уже другая «Синяя птица». Новое состояние театрального русского Берлина так охарактеризовал немецкий журналист Йозеф Рот (Roth) в одном из репортажей для газеты «Франкфуртер цайтунг» (Frankfurter Zeitung): «Анонимная жизнь эмигрантов стала общественным производством. Сначала они сами выставляли себя напоказ. Сотнями создавались театры, хоры, танцевальные группы и балалаечные оркестры. В течение первых двух лет все они были новыми, подлинными, поразительными. Позже все стали обыкновенными и скучными. Они потеряли связь с родной почвой. Они все больше и больше удалялись от России — а Россия еще больше от них. <…> “Синие птицы” начали петь по-немецки, по-французски, по-английски. Под конец они улетели в Америку и растеряли свои перья» (Die zaristische Emigration. 1926.14.09.). Подобный творческий спад переживала труппа Якова Южного.


В 1931 году «Синяя птица» дала несколько представлений на Гольцштрассе, 9 и затем исчезла с берлинских подмостков. Политическая атмосфера Германии не давала шансов на дальнейшую работу. Яков Южный переехал в Прагу, где пытался вдохнуть новую жизнь в свой театральный проект. В 1938 году его не стало.