Разрушенный деревянный православный Никольский храм – один из самых известных храмовых сооружений дальневосточного Русского Зарубежья и главных символов русского Харбина – располагался на высшей точке города, в центре Соборной площади, в верхней части района Наньгань. Он открыл новую страницу в истории православного храмостроительства в Китае, связанную с сооружением КВЖД. Храм был возведен из дерева, и как считали его современники, был самым крупным деревянным сооружением во всей Восточной Азии.

Свято-Николаевский кафедральный собор был сооружен в 1899 году по проекту архитектора И.В. Падлевского под руководством гражданских инженеров А.К. Левтеева и В.К. Вельса и стал композиционной доминантой городского ландшафта (как это и было задумано по плану планировки Нового города – района Харбина). В качества прообраза здесь выступает обобщенный тип древнего северорусского храма. Вместе с тем, в образной структуре сооружения можно усмотреть и обращение к новгородско-псковскому зодчеству XIV–XV вв. Традиционно для древнерусского храмового зодчества выделение из общего объема сооружения самостоятельных объемов притворов, трапезной, колокольни, апсиды, крылец, галерей. Но многомерность, сложность и живописность композиции не противоречит ее величавой уравновешенности. Этому в первую очередь способствует симметричность здания. Реализация проекта собора была осуществлена с высокой точностью, за исключением нескольких деталей. Вся система внутренней отделки храма также ориентировалась на древний период истории христианского искусства. Основная роль в убранстве храма отводилась иконостасу, второстепенная – деревянному орнаменту, высоким витражам.

Основной святыней храма был большой образ святителя Николая, исполненный со строгим соблюдением правил старинной иконописи. Прием расположения одиночных росписей по преимуществу на восточной стороне храма получает широкое распространение в конце XIX – начале ХХ в. Его можно считать своеобразной формой возрождения свойственного русским деревянным храмам обычая оставлять стены не расписанными. Соответственно смыслообразующая и композиционно-художественная роль иконостаса возрастает. В связи с этим росписи стен были минимальными и размещались, по-видимому, на алтарной стене, о чем свидетельствуют архивные фотографии. Большие стенные иконы («Пресвятая троица» и «Сошествие Святого духа»), размещенные в апсиде и над хорами, написал художник Д.И. Глущенко, они стали особыми святынями храма. Здание вмещало около 500 человек. Имело центральное отопление.

За неимением в Харбине художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П.А. Оловянишникова.

Храм был освящен 5 декабря 1900 года. Его первым настоятелем стал священник охранной стражи о. А.П. Журавский. В 1913-м после ремонта храм был снова освящен архиепископом Владивостокским и Приморским Евлогием. В храме в разные годы проводили службы более 30 священников, в том числе первый глава Харбинской епархии митрополит Мефодий, похороненный здесь же под образом Николая Чудотворца. В 1958 году священником впервые был назначен китаец – о. Григорий Чжу (скончался в 2000).

В 1966 году во времена «культурной» революции собор был сожжен. В 1991-м в Сиднее возвели часовню-памятник в честь 1000-летия крещения Руси и в память Свято-Николаевского собора, в современных формах которого угадывается его стилизованный архитектурный образ (архитектор М.А. Бакич).

Ныне в окрестностях Харбина воссоздана копия храма в качестве туристического объекта в комплексе национальных построек «Парка русской культуры» (проект 2005, автор проекта воссоздания Н.П. Крадин).