Международная научная конференция «Творчество Н.А.Тэффи в России и за рубежом: Личность. Эпоха. Традиция» в ИМЛИ

8–10 ноября 2022 года в Институте мировой литературы им. А.М.Горького РАН прошла международная научная конференция «Творчество Н.А.Тэффи в России и за рубежом: Личность. Эпоха. Традиция», посвященная 150-летию со дня рождения писательницы.

Конференция собрала специалистов по жизни и творчеству Н.А.Тэффи из Австрии, Беларуси, России, Туниса. Эмигрантскому житью-бытью Тэффи было посвящено несколько докладов. Дом русского зарубежья на конференции был представлен сразу пятью сотрудниками.

В своем докладе Т.В.Марченко оттолкнулась от понимания, что литература зарубежья — литература побежденных. Она сопоставила два романа, героини которых — русские эмигрантки. Если Тэффи в «Авантюрном романе» (Париж, 1931) находит емкую формулу эмигрантской прозы, которая вбирает в себя экзистенцию побежденных, которые не властны над своей судьбой, оставаясь чужими в чужой стране, а повествование с неизбежностью завершается концептуализированной «смертью героя», то Аля Рахманова (псевдоним Г.Н.Дюрягиной и А.Хойера) в «Венской лавочнице» (Milchfrau i Ottаkring; Зальцбург, 1933) вводит элементы соцреализма с героикой труда и инициативы, преображающей действительность «эмигрантщины». В заключение Т.В.Марченко поблагодарила Фонд наследия русской эмиграции за поддержку проекта «Неизвестные известные русские», благодаря содействию которого книгу Али Рахмановой в 2023 году можно будет прочитать на том языке, на котором она написана, — по-русски.

В докладе Д.Д.Николаева была рассмотрена поэтика творчества Н.А.Тэффи парижского периода. До революции Тэффи стремится не смешивать комическое и драматическое/трагическое, в эмиграции они у нее регулярно соседствуют — в одной газете, в одном сборнике, в одном произведении. Антитрагедия у Тэффи — это не отрицание трагедии, а расширение трагической замкнутости, отказ от концентрации именно на неразрешимости. Тэффи чужда идея обреченности, она не любит неразрешимых конфликтов.

Доклад Ю.Е.Павельевой был посвящен сборнику Н.А.Тэффи «Passiflora» (Берлин, 1923), в свое время удостоившемуся благожелательных отзывов берлинской газеты «Руль» (Л.Галич), парижского журнала «Современные записки» (М.Алданов), пражского журнала «Воля России» (Е.Зноско-Боровский). Литературные критики русского зарубежья оценивали лирику Тэффи как вполне самостоятельное явление, сопоставляя ее с творчеством поэтов Серебряного века. Тэффи, по мнению М.Алданова, «идет вровень с веком Блока и Сологуба». Отголоски поэзии символистов отмечал Е.Зноско-Боровский, указавший на то, что у Тэффи «встречаются напевы, родственные Федору Сологубу, Анне Ахматовой, пожалуй, даже Игорю Северянину». Л.Галич, характеризуя лирическое творчество Тэффи, утверждал: «Конечно, это музыка декаданса. Но разве декаданс кончился?» Для автора вопроса ответ на него вполне очевиден и однозначен. А для нас вопрос, пожалуй, уже не имеет принципиального значения. Важнее, что современники оценили своеобразие поэзии «печальной королевы смеха», как называли Тэффи наиболее внимательные почитатели ее таланта.

Доклад Н.В.Ликвинцевой «Тэффи и благотворительность: к постановке проблемы» стал предложением к коллегам-литературоведам перевести изучение творчества Тэффи в поле междисциплинарных исследований и посмотреть, какие новые черты к портрету писательницы добавляет рассмотрение ее биографии в контексте истории благотворительности русского зарубежья. В эмигрантском Париже Тэффи активно участвовала в самых различных благотворительных комитетах, собраниях, вечерах, проводившихся не только с целью поддержки эмигрантских писателей, но и ради сбора средств для помощи представителям других профессий и социальных слоев (например, ее участие в новогоднем концерте в пользу Тургеневской библиотеки, в «адвокатском» вечере в пользу нуждающихся адвокатов или в вечере в пользу больных чинов железнодорожного батальона). Особенно подробно в докладе была представлена еще не опубликованная и хранящаяся в фонде 67 архива ДРЗ переписка Тэффи с В.Б. и Ф.О.Ельяшевичами, семейной четой, оставившей яркий след в истории благотворительности в русской диаспоре Франции. Их усадьба в Бургундии «Вишневый сад» была своеобразным домом отдыха для нуждающихся писателей, а затем была отдана в дар монашеской женской общине, там до сих пор расположен Покровский православный монастырь. Докладчица также обратила внимание на то, как Тэффи поднимает тему благотворительности, материальной и духовной помощи ближнему в своих воспоминаниях об И.И.Фондаминском и как ее мемуарный очерк о «праведнике» может быть рассмотрен в аспекте формирования нового агиографического дискурса как рассказа о святых ХХ века.

Доклад П.А.Трибунского был посвящен изданию последнего прижизненного сборника рассказов Н.А.Тэффи «Земная радуга» (Нью-Йорк, 1952). Докладчик кратко остановился на обстоятельствах создания «Издательства имени Чехова», издательская программа которого включала в себя публикацию художественных произведений пореволюционных эмигрантов. В докладе было прослежено, как Тэффи узнала от М.Алданова о создании издательства, каковы были ее планы по представлению в издательство рукописи воспоминаний и сборника рассказов под первоначальным названием «Добро и Зло». Остановив свой выбор на сборнике рассказов, Тэффи уже в августе 1951 года передала его рукопись в издательство, которое еще не начало работать. В редакционной книге ее рукопись была зафиксирована под номером два, после «Жизни Арсеньева» И.А.Бунина. Отзыв на рукопись был дан главным редактором издательства В.А.Александровой, которая предложила окончательное название — «Земная радуга» и написала предисловие к книге. Сборник вышел из печати 28 февраля 1952 года огромным по тем временам тиражом — 3491 экземпляр. Гонорар (1500 американских долларов) существенно поддержал бедствующую писательницу. К моменту ликвидации издательства (1956) сборник Тэффи разошелся в 2169 экземплярах. Ее наследнице В.В.Грабовской было предложено выкупить остатки тиража или удовлетвориться 20 экземплярами и подписать отказ от всех претензий. Грабовская удовлетворилась 20 экземплярами. Докладчик также кратко коснулся несостоявшейся публикации воспоминаний Тэффи и издания ее рассказов в антологии русской зарубежной поэзии «На Западе» (Нью-Йорк, 1953).

Программа конференции [pdf]

П.А.Трибунский

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок